2016/01/11 16:19:30

Директор по данным
Chief Data Officer, CDO

С появлением CDO (директоров по данным) и других старших специалистов по работе с данными в составе высшего руководства крупные организации меняют свой подход к управлению данными.

Содержание

Функции Офиса по Данным

Специалисты по работе с данными являются движущей силой инноваций и дифференциации, осуществляют революцию существующих бизнес-моделей, улучшая коммуникацию компании с целевой аудиторией и раскрывая новые возможности повышения эффективности бизнеса.

Стремление к повышению эффективности использования информационных ресурсов приведет к резкому росту числа компаний, имеющих в штатном расписании пост директора по данным (CDO), считают аналитики Gartner. Однако лишь половина из них к концу 2019 года добьется успеха в решении поставленных задач. Директорам по данным придется создавать стратегию, в которой будут определены показатели, связывающие их деятельность с поддающимися измерению результатами в области бизнеса.

Сочетание больших ожиданий и низкой осведомленности о технологиях управления данными может затруднить директорам по данным получение бюджетов и обеспечение содействия бизнес-пользователей, что необходимо для успеха проектов, отмечают аналитики. Многие директора уже сообщают о конфликтах с ИТ-службой по поводу контроля над информационными ресурсами. Но успешным директорам по данным удается наладить контакт с директорами ИТ-служб, преодолеть сопротивление и возглавить реформы. Аналитики рекомендуют разъяснять руководителям компании роль данных и информации в бизнесе. Кроме того, рекомендуется выделить базовый уровень монетизации данных и управления информацией, относительно которого можно измерять прогресс.

Ключевые факторы, влияющие на роль в компании директора по данным:

1. Квалификация директора по данным

Директора по данным должны быть инноваторами и пропагандистами, способными осуществлять изменения на всех уровнях организации, уделяя приоритетное внимание управлению данными. 94% опрошенных не считают технические навыки значимыми, директора по данным привлекаются с разных позиций в отрасли, однако вдохновляющий лидер должен иметь успешный опыт руководства на высшем уровне и предпринимательскую жилку.

2. Технология

Постоянно развивающиеся технологии и непрерывный рост объема данных переопределяют ответственность за архитектуру и повышают значимость данных. Внедрение "облачных" решений переместило акцент с it-архитектуры в область миграции данных и управления изменениями. Поэтому организации все более сосредоточивают внимание на точности данных, которая становится главным приоритетом.

3. Переход к цифровой форме

Рост цифровых технологий влечет за собой дифференциацию и инновацию, которые вынуждают организации искать новые бизнес-модели и источники дохода. Такой переход к цифровой форме требует от лидера управления данными и всестороннего понимания связанных с ним возможностей. CDO должны преобразовывать данные в ценность для бизнеса и встраивать их в структуру организации.

4. Нормативно-правовое регулирование и управление

Директора по данным должны достойно решать этические вопросы, которые сопровождают процессы обработки, использования и применения данных.

Алгоритм для формирования службы CDO

В настоящее время не существует единого корректного алгоритма для формирования службы CDO. Ее структура и влияние во многом зависят от того, как она используется для развития предприятия. Исследователи аналитической компании Gartner, систематизировав информацию по отрасли, пришли к выводу, что каким бы ни было позиционирование департамента информационного директора в структуре руководства, принципы организации структуры службы CDO в любом случае подразделяются на четыре основные составные части[1].

Организация информационного департамента компании по принципу «машинного отделения» (CDO Organization as an Engine Room): служба CDO обеспечивает в компании оперативный оборот данных, сосредоточившись на внутренних потребителях. Список задач включает мониторинг любых действий с данными, а также полный контроль за использованием информационных активов, управление и аналитику информационных потоков компании.

Вездесущий информационный департамент (Everyone's CDO Organization): главная роль информационного отдела также сводится к работе с запросами персонала компании, и в то же время определенный акцент переносится на информационные активы, энергично используемые бизнес-лидерами и отдельными специалистами вне традиционных бизнес-рамок. Миссией информационного офиса также является трансформация и внедрение новых цифровых бизнес-моделей во всей компании.

Информационный департамент в качестве бизнес-провайдера (CDO Organization as a Business Service Provider): информационная служба предприятия обеспечивает оперативный оборот данных как для внутренних пользователей, так и для внешних потребителей. Деятельность информационного департамента распространена на все распределенные информационные активы компании, при этом сам информационный отдел тесно интегрирован в компанию в качестве одного из бизнесов.

Информационный департамент в качестве отдельного бизнеса (CDO Organization Is the Business): информация представляет собой один из продуктов, предлагаемых компанией, или не отделима от линейки продуктов компании. Информационная служба при такой организации представляет все услуги по обслуживания внешних и внутренних информационных потоков, которые обеспечивают трансформацию и дифференциацию бизнеса компании.

Организационная структура Data Governance

Data Governance - дисциплина (методология) для создания повторяемых и масштабируемых политик управления данными, процессов и стандартов для эффективного использования данных или процесс создания достоверных данных в масштабе организации, и поддержания данных достоверными.

CDO в корпоративной структуре

Операционный процесс управления данными

Поиск данных[2]

  • Анализ бизнес-проблематики
  • Проектирование решения
  • Инвентаризация данных
  • Разработка дорожной карты
  • Планирование оргизменений (назначение дата стюардов)
  • Поиск/создание/приобретение данных
  • Профилирование данных

Мониторинг и измерения

  • Проактивный мониторинг
  • Панель управления (Governance dashboards)
  • Анализ процессов и данных
  • Отчетность, в том числе отчётность для комплаенс и риск-отчётность
  • Управление ликвидностью актива (бизнес-ценность, TCO, ROА)

Интеграция данных

  • Ведение бизнес-глоссария
  • Классификатор данных и связи данных
  • Корпоративная ИТ-архитектура
  • Архитектура данных
  • Ведение мастер-данных
  • Определение / корректировка политик, процессов, правил управления данными (Data Governance)
  • Технологическая интеграция данных
  • Определение точек и измеряемых правил контроля

Использование данных

  • Управление качеством данных
  • Управление мастер-данными
  • Управление жизненным циклом данных
  • Управление защитой данных
  • Управление доступностью данных

2016: Директорам по данным обещан скорый и бурный карьерный рост

В соответствии с прогнозом аналитиков Gartner, к 2020 г. 15% директоров по данным (Chief Data Officers — CDO) ожидают большие перспективы. Они со временем займут позиции топ-менеджеров — директоров по маркетингу, операционных или генеральных директоров. Как поясняют авторы исследования, организации, решившие ввести в свой штат должность CDO, нацелены на извлечение из нее максимальной прибыли. 30% из общего количества опрошенных директоров по данным ответили, что подчиняются непосредственно гендиректору компании. По мнению руководства таких предприятий, специалисты CDO усиливают конкурентоспособность компании, помогая в стратегическом планировании и принятии важных решений, а также руководя цифровыми бизнес-процессами[3].

«Отдел CDO является оперативным подразделением с квалифицированными сотрудниками, он наделен бюджетом и ответственностью. В 54% из опрошенных нами организаций заявили, что такой отдел сформирован у них полностью или частично. Еще 20% изучают вопрос или планируют создать отдел уже в будущем году. И лишь 19% опрошенных пока не готовы заняться таким подразделением», — рассказала вице-президент Gartner Дебра Логан (Debra Logan).

В качестве основных задач отдела CDO опрошенные называли повышение уровня доверия клиентов (62%), наращивание конкурентных преимуществ (60%) и рост КПД предприятия (54%). 69% участников опроса полагают, что основной задачей директоров по данным должны быть инициативы в области аналитики, 68% — что CDO должны управлять данными на предприятии. Еще по 64% опрошенных полагают, что в обязанности CDO должны входить разработка стратегических задач в компании и обеспечение информационной стабильности предприятия.

Эксперты по большим данным готовы возглавить изменения в компаниях

Поскольку использование данных и аналитики в компаниях постоянно растет, предприятия, игнорирующие поддержку CDO, будут сталкиваться с кризисами. «27% опрошенных указали на угрозы связанных с аналитикой и данными кризисов в качестве причины создания отделов по управлению данными или штатной единицы. 24% опрошенных заявили, что пошли на это по распоряжению совета директоров. Еще 41% — по приказу генерального директора или финансового директора», — рассказал вице-президент Gartner Джейми Попкин (Jamie Popkin).

Аналитики пояснили, что большинство самих CDO для себя определяют две основные обязанности. 67% считают, что их задачей будет возглавить изменения в компании, связанные с созданием и поддержанием систем корпоративных данных и их аналитики. 61% полагает, что им предстоит интегрировать аналитику и данные в стратегию предприятия, его «дорожную карту». Также большинство респондентов отметили, что у них сложились хорошие отношения с ИТ-руководством в компании. Тем не менее, аналитики уточнили, что с ростом полномочий экспертов по большим данным их отношения с директорами по информационным технологиям (CIO) могут испортиться из-за разногласий в стратегическом развитии и приоритете принятия решений.

Смотрите также

Примечания