2023/11/20 10:30:02

ПАК как отдельный сегмент российского ИТ-рынка. Зачем он нужен?


Статья входит в обзор TAdviser "Российские программно-аппаратные комплексы: новый виток развития"

Содержание

C инициативой «легализации» ПАКов еще в июне 2021 года выступала АНО развития радиоэлектронной отрасли «Консорциум «Вычислительная техника». Как напоминают в организации, согласно стратегии развития электронной промышленности РФ на период до 2030 г. необходимо создать технологический задел в виде программно-аппаратных комплексов (ПАК), обеспечивающих реализацию сквозных технологий.

«
Текущие задачи внедрения аналитических и ERP-систем уже требуют использования программно-аппаратных комплексов. При этом несовместимость программных и аппаратных отечественных средств при сложных технологических процессах чаще всего является причиной того, что заказчики отдают предпочтение иностранным решениям,- говорит Светлана Легостаева, генеральный директор АНО «ВТ».
»

Как ПАКи потерялись между двух реестров

О заметном росте спроса на программно-аппаратные комплексы российского производства в течение 2022 года говорит и Виктор Урусов, председатель Совета ПАК АПКИТ, генеральный директор компании «Скала^p». Он подчеркивает: Разработка и производство ПАК — более сложная задача, чем развитие одного только ПО или, наоборот, проектирование и выпуск аппаратной платформы. Регулирование данной ниши также имеет комплексную проблематику, - перед разными регуляторами стоят различные задачи: Минпромторг курирует развитие средств электроники, а Минцифры — развитие цифровых экосистем». Отсутствие единого подхода и централизованного реестра российских ПАК, по мнению эксперта, приводило к тому, что производители полного цикла фактически выпадали из регулирования, не могли претендовать на необходимые меры поддержки государства.

«
Задача Совета ПАК при АПКИТ — сформулировать интересы компаний в диалоге с государством для обеспечения им получение налоговых льгот и в перспективе, возможно, грантов, - комментирует Виктор Урусов.
»

Действительно, поясняет Олег Кравчук, заместитель директора компании «Код Безопасности» по стратегическому развитию, льготы имели производители программного обеспечения и компании из отрасли радиоэлектроники, у которых доля соответствующей продукции в реализации продукции составляет 90%. А вот те, кто производил программно-аппаратные комплексы, то есть не софт и не железо в чистом виде, льгот не получали, несмотря на то, что в портфеле «Кода безопасности» и его коллег по цеху ПАКов для ИБ - много программно-аппаратных комплексов, зарегистрированных а реестрах.

«
Реестр телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) в составе реестра Минпромторга определяет происхождение ПАК – то, что он российский. Мы имеем право осуществлять поставки в рамках 44-ФЗ, но льгот, которыми пользовались производители софта и железа по отдельности, у нас никогда не было,- рассказывает Олег Кравчук.
»

Шамиль Аминев, генеральный директор компании «Сила», также говорит о том, что давно назрела необходимость устранить неравенство в части получения налоговых льгот и приоритета при госзакупках:

«
Это необходимо для стимулирования развития направления в целом. Ведь разработчикам ПАКов до недавних пор не было места ни в реестре Минпромторга, ни в реестре Минцифры».

»

Выделением ПАКов в самостоятельный класс продуктов восстанавливается его статус-кво, считает Сергей Вихорев, советник генерального директора ООО «ИТ-Экспертиза»: {{цитата«Сейчас, когда остро стоит вопрос выбора и использования отечественных продуктов, сложилась парадоксальная ситуация. Маршрутизатор или межсетевой экран не подходит под требования к продуктам, регистрируемых в Реестре отечественного ПО, так как имеет в своем составе аппаратную часть, без которой он не может выполнять свою функцию. Но и к реестру РЭП Минпромторга он тоже не подходит. Как говорится, «И куда податься бедному крестьянину?»}} 28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT 8.4 т

То, что Минцифры начало подходить к ИТ-отрасли комплексно, - это однозначно позитивный тренд, уверен Антон Долгоновский, партнер «Лиги Цифровой Экономики»:

«
До этого меры поддержки и вопросы импортозамещения со стороны министерства были «заточены» исключительно под программное обеспечение. Вопросы «железа», производства электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры находились в компетенции Минпромторга, где была создана своя экосистема поддержки отрасли.
»

Такое разделение всегда было проблемным для производителей программно-аппаратных комплексов, говорит эксперт: «Приходилось, например, дробить проект, чтобы получить субсидии на разработку софта и железа».

Светлана Легостаева подтверждает:

«
ПАК как сущность не был определен на уровне нормативной и технической документации, а как продукт не имел собственного кода ОКПД2. Продукция в составе ПАК находилась в разных реестрах. Соответственно запреты и ограничения в части использования иностранной продукции на регулируемом рынке работали раздельно в отношении технических средств и ПО, тогда как фактически заказчики приобретают единый продукт.
»

Вот почему консорциум «Вычислительная техника» говорил именно о «легализации» понятия ПАК: зафиксировать определение ПАК в нормативной базе, присвоить ПАК код ОКПД 2, учесть в ГОСТ и КТРУ, а также развивать площадки для независимого тестирования.

«
Это необходимо для того, чтобы гарантировать заказчику, что программно-аппаратный комплекс будет работать с должным качеством, мы подчеркивали, что необходимо легализовать,- рассказывает Светлана Легостаева.- А в связи с внедрением налогового маневра тема ПАК приобрела дополнительную важную роль – необходимо было распространить действие льготного налогообложения на компании, у которых ПАКи были конечной продукцией формирующей существенную часть доходов.
»

Так что главная предпосылка для внимания законодателей к теме АВК - уравнивание производителей ПАК в льготах с разработчиками электронной аппаратуры и программного обеспечения.

В первую очередь, это коснется производителей ПАК и производителей ПО, которые уже были включены в реестр, замечает Александр Сысоев. Дело в том, что с 2015 г. действует Постановление Правительства №1236, устанавливающие преференции для российского ПО перед иностранным при осуществлении государственных и муниципальных закупок.

«
Эти преференции тогда не коснулись ПАК. А новый законодательный акт изменил ситуацию,- говорит он и поясняет — С этого года разработчики и производители ПАК могут попасть в реестр российского ПО, и это дает им новые возможности.
»

Так, они могут быть освобождены от НДС при реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, а также прав на их использование по лицензионному договору (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Они получат право уплачивать налог на прибыль по ставке 0% (за 2022–2024 гг.) (п. 1.15 ст. 284 НК РФ). Они могут применять совокупный тариф страховых взносов по ставке 7,6 % (пп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ).

«
В совокупности эти льготы должны помочь укрепить положение производителей на ИТ-рынке,- полагает Александр Сысоев.

»

Кого примут в обновленный реестр?

С этой целью в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 2461 разработчики программно-аппаратных комплексов могут вносить свои продукты в реестр отечественного ПО, который ведет Минцифры. Такое право, по словам Максута Шадаева, министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, получили производители, у которых 70% выручки составляет продажа программно-аппаратных комплексов. «Они смогут добавлять комплексы в реестр, аккредитовываться и получать налоговые льготы»,- отметил министр.

Речь идет именно о включении ПАКов в уже действующий Единый реестр программ для ЭВМ. Постановление № 2461 предусматривает только разработку и утверждение классификатора ПАК и правил его применения.

«
Cтоит учитывать, что реестр ПАК как часть реестра отечественного ПО ни в коем случае не является заменой реестра Минпромторга,- говорит Виктор Урусов. — Отдельные виды радиоэлектронной продукции, входящие в реестр Минпромторга, не смогут попасть в реестр ПАК, так как не будут удовлетворять критериям, предъявляемым к ПАК. Например, просто разрабатывать и производить «железо» недостаточно. Для того, чтобы создавать ПАК, необходимо параллельно развивать специализированное ПО, которое наделит аппаратную платформу уникальными и востребованными функциями, недоступными при установке универсального ПО на стандартные серверные платформы.
»

«
Понятие «ПАК» было введено в правовое поле (в разрезе деятельности Минцифры) для того, чтобы дать разработчикам ПАК доступ к льготам, которыми уже могут воспользоваться разработчики ПО. То есть, по сути, добавляется относительно простой механизм без существенного изменения законодательства и с понятной логикой дальнейшего регулирования,- отмечает Василий Шубин, руководитель центра компетенций и проектного офиса компании GETMOBIT.
»

Однако не все нынешние ПАКи могут претендовать на право включения в реестр Минцифры.

«
Важно, чтобы программы поддержки не охватывали производство бытовых устройств, не решающих стратегические для высокотехнологичной отрасли России задачи,- говорит Виктор Урусов.
»

Антон Долгоновский предсказывает, что появление такого класса продуктов неизбежно должно привести к адаптации мер поддержки, в том числе для целей импортозамещения. Так, действующие Постановления Правительства №550 и №555, разработанные Минцифры, направлены на импортозамещение ПО, а Постановление №109, разработанное Минпромторгом, реализовано исключительно под компонентную базу.

«
И это приводит к серьезным коллизиям,- говорит Антон Долгоновский.- В рамках исполнения поручения Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина на базе федеральных органов власти сформированы отраслевые комитеты по импортозамещению, которые проводят отбор проектов для приоритетного финансирования. Так вот, многие проекты представляли собой как раз программно-аппаратные комплексы, но мер поддержки для них не оказалось. Надеюсь, теперь эта ситуация теперь будет исправлена.
»

Светлана Легостаева прогнозирует: «Учитывая большую заинтересованность заказчиков, как только все механизмы включения ПАКов в закупочную деятельность будут отлажены, их доля в общем объеме закупок начнет стремительно расти».

Сегмент ПАК как стимул развития российского ИТ-рынка

Помимо чисто утилитарной задачи – уравнять в правах на льготы разработчиков ИТ-продукции различных типов, создание сегмента ПАК внутри реестра отечественного ПО призвано поддержать решение задачи иного стратегического уровня – целенаправленно и результативно стимулировать активность отечественных компаний в русле движения к импортонезависимой и технологически развитой ИТ-отрасли страны. Ведь на обломках старого рыночного порядка, ориентированного на западных глобальных вендоров, необходимо построить суверенную ИТ-отрасль России.

По оценкам Рената Лашина, исполнительного директора АРПП «Отечественный софт», 2022 год стал годом перехода к тотальному замещению: спрос на российское ПО в ряде классов продуктов вырос на порядок и даже более. Повышенный спрос диктует новые требования к действиям по импортозамещению: фактически нужно переходить от лоскутного импртозамещения, которым оно было ранее, к комплексному и осуществлять системный переход на российские операционные системы, СУБД, системы виртуализации, хранения данных и т.д. В этом году, говорит Ренат Лашин, участники ассоциации сконцентрируют свое внимание на развитии отраслевых ресурсов и инструментов, помогающих заказчикам решать задачи техсуверенитета.

Эту большую задачу еще только предстоит решить. В этом русле российские ПАКи должны сказать свое веское слово, оказывая существенную помощь заказчикам в проектах импортозмещения и модернизации ИТ-систем на базе суверенных российских ИТ.

«
Сегодня компаниям приходится сталкиваться с беспрецедентными сложностями из-за массовой замены элементов ИТ-ландшафта. Ведь даже при том, что в корпоративных сетях поддерживалась единая архитектура, использовались референсные инфраструктуры для роста и масштабирования, последние годы и десятилетия количество инцидентов самого разного характера в инфраструктурах растет повсеместно,- отмечает Виктор Урусов,- Именно в этом контексте становится понятна роль и место ПАКов в России сегодня. Они представляют собой более крупные элементы инфраструктуры, которые снимают с эксплуатантов проблемы организации взаимодействия компонентов внутри ПАКа.
»

Денис Боженко, руководитель проектов Delta Computers, добавляет:

«
После ухода иностранных производителей с российского рынка образовалась ниша, которую необходимо заполнить отечественным производителям. При этом пользователи привыкли к высокому уровню продуктов, решающих бизнес-задачи, поэтому заказчики ждут от российских разработчиков комплексных решений.
»

Несомненно, это потребует от производителей дополнительных усилий.

«
Изменения будут скорее документальными, так как всем разработчикам ПАК теперь будет необходимо в явном виде выделить те программные компоненты, которые позволяют сделать ПАК программно-аппаратным комплексом,- считает Василий Шубин.

»

Зато использование ПАК повысит эффективность работы системных интеграторов. Ситуация, когда заказчики закупают ИТ-оборудование разных типов (включая кабельные соединения) и ПО (ОС, функциональное ПО, система управления и т.д.) отдельными лотами у различных поставщиков, — не самый удобный подход для последующей интеграции, говорит Дмитрий Бутмалай, директор департамента продвижения и развития продуктов Rubytech.

«
Применение ПАК позволяет ИТ-интеграторам, с одной стороны, упростить собственную работу, избежать ошибок на этапе внедрения. С другой стороны, это обеспечивает возможность предоставлять заказчикам готовые функциональные решения, решая их насущные проблемы и оптимальным образом распределяя бюджеты на ИТ,- полагает эксперт.
»

И заказчикам станет гораздо проще решать текущие и перспективные задачи ИТ-модернизации – в этом уверены все опрошенные TAdviser эксперты. Так, Виктор Урусов полагает, что реестр должен помочь с классификацией ПАК по уровню доверия и соответствия требованиям импортозамещения, а также обеспечить налоговые льготы участникам рынка:

«
Именно это позволит расширить разработки и производство и поддержит российские компании в создании эффективных решений для определенных задач.
»

С созданием подобного классификатора ПАК станет ближе и понятнее заказчику как продукт, поскольку заказчик получает конечное решение «под ключ», считает Алексей Тюрин, заместитель директора дивизиона внедрения и сопровождения ГК Астра»:

«
Если информация о ПАК будет консолидирована в одном месте с подробным описанием и софтверной, и аппаратной части, это очень серьезно облегчит выбор и жизнь заказчикам. Также в реестре должна содержаться и вся информация о разработчиках, которые занимались созданием ПАК, для гарантии подтвержденной совместимости компонентов, а значит в целом и работоспособности решения.
»

Антон Долгоновский, хоть и не ожидает быстрых поразительных изменений в части перехода заказчиков на импортонезависимые решения, но уверен:

«
«Умный светофор» не станет умнее от того, что он теперь может быть включен в реестр ПАК. Но заказчику будет проще построить импортонезависимую систему или структурировать проект, набирая компоненты из реестра. Итоговый эффект этого шага будет заметен позднее.
»

Кроме того, будет набирать силу «эффект масштаба».

«
Российские разработчики ПО и производители «железа» предлагают все более и более зрелые и разнообразные продукты, число которых также неуклонно растет,- отмечает Шамиль Аминев,- Рост зрелости рынка можно считать одной из предпосылок к созданию специализированного раздела в реестре отечественного ПО. Ведь он, в том числе, может помочь систематизировать и охватить весь спектр предлагаемых продуктов такого рода и облегчить конечным заказчикам поиск подходящих решений, соответствующих всем критериям безопасности и происхождения».
»

«
Причем, в некоторых случаях ПАК – это единственный способ заменить решения ушедших с рынка производителей, например, комплексов виртуализации высоконагруженных рабочих мест проектировщиков или машин баз данных,- добавляет Александр Сысоев.
»

В целом, по мнению Шамиля Аминева, формирование реестра ПАК является обоюдовыгодным делом, как для компаний-пользователей ПАКов, так и для их разработчиков:

«
Возможность внесения ПАКов в реестр отечественного ПО сама по себе является достаточно стимулирующей мерой. Ведь доступ к беспрепятственному приобретению таких готовых решений без необходимости покупать отдельно реестровое железо и заключать лицензионные договоры на использование того или иного ПО уже значительно облегчает жизнь заказчикам из числа госпредприятий и компаний с КИИ. И одновременно это дает разработчикам доступ к рынкам, от которых они прежде были отрезаны в силу несовершенства законодательной базы.
»

Есть польза и для государства в наличии такого реестра – он позволяет вести учет производимых решений для понимания, в каких направлениях есть очевидный дефицит, какие направления требует особого внимания и дополнительных мер стимулирования.

Стоит еще учитывать, говорит Дмитрий Бутмалай, что появление отдельного сегмента ПАК меняет традиционную модель продаж ИТ-оборудования, перераспределяя традиционные зоны ответственности в треугольнике «вендор — интегратор — заказчик». В классической модели вендоры разрабатывали свои решения и в рамках стандартов, партнерств и с помощью API обеспечивали совместимость различных компонентов (сервер, гипервизор, ОС, СХД, СРК, системное ПО и т.д.) между собой. Также вендоры создавали референсную модель использования своих продуктов в конкретных решениях, вплоть до прописывания конкретных настроек, и напрямую или через своих сервисных партнеров осуществляли сервисное обслуживание выпускаемых компонентов. В свою очередь интеграторы тестировали эти решения и внедряли у заказчиков, причем, именно заказчик обеспечивал эксплуатацию компонентов.

Модель продажи и эксплуатации ПАКов выглядит по-другому: все, что связано с совместимостью компонентов, входит в зону ответственности производителя. Обеспечивать сервис (включая расширение или обновление) может либо сам производитель ПАКов, либо его сервисный партнер. Внедрение и совместимость функциональности ПАКа с информационными системами заказчика обеспечивает ИТ-интегратор, он же берет на себя решение всех возникающих проблем с компонентами. В свою очередь, заказчик как администратор пользуется функциональностью ПАКа.

«
По сути мы получаем модель облачного провайдера. Только оборудование установлено у заказчика и принадлежит ему, поэтому никто кроме заказчика не имеет к нему удаленного доступа,- отмечает Дмитрий Бутмалай.
»

Главная работа впереди

«
На текущий момент решены несколько важных блоков вопросов: для ПАК есть определение, классификатор, определен реестр, предусмотрены коды ОКПД2. Но это лишь часть работы,- говорит Светлана Легостаева.- Теперь необходимо увязать уже имеющиеся составляющие в комплекс нормативных мер, направленных на внедрение ПАК в полноценную закупочную деятельность заказчиков на регулируемом рынке.
»

Антон Долгоновский согласен:

«
Реестр – всего лишь верхний уровень. Самая сложная работа впереди. Она включает в первую очередь гармонизацию мер поддержки, стандартизацию, создание институтов экспертизы ПАК.
»

Действительно, сам факт наличия ПАКа в реестре не дает оценки качества и соответствия бизнес-требованиям.

«
Создание реестра ПАК — это важный шаг на пути развития российских цифровых экосистем. Единый реестр позволяет вести учет и рассматривать каждое решение с описанием класса и назначения. Все это облегчает закупочный процесс для бизнеса, — отмечает Наталия Софронова, директор по альянсам компании Скала^р.
»

По мнению Василия Шубина, на данном этапе регулятор, скорее, только подготовил почву к тому, чтобы у разработчиков было больше возможностей для соответствия требованиям Минцифры.

«
Так как классификатор – ведомственный документ, то, с большой степенью вероятности, он будет корректироваться с учетом полученного опыта,- полагает специалист.
»

Более того, для ПАКов из реестра Минцифры, скорее всего, будут разрабатываться новые меры регулирования, поскольку необходимо достичь гармонизации между двумя «старыми» реестрами и обновленным за счет ПАК реестром отечественного ПО. А они сильно связаны между собой.

«
Сегодня мы наблюдаем достаточно много параллельных процессов в реестре РЭА Минпромторга и новом разделе ПАК реестра Минцифры, - рассказывает Виктор Урусов. - Так, Минпромторг расширяет требования по использованию российских чипов. Но объем их выпуска пока ограничен, и это часто требует получения импортных исключений, иначе задачи по направлениям других министерств остаются нерешенными. Для ПАКов, работающих с ИИ, важно использование микросхем, которые пока не производятся в России.
»

По мнению Рената Юсупова, старшего вице-президента компании Kraftway, классификатор ПАК необходим не только для задачи учета соответствующих ИТ-продуктов, но и для того, чтобы в соответствии с этой классификацией далее принимать некоторые нормативно-правовые акты и вводить другие меры регулирования. Он приводит пример: «Программно-аппаратный комплекс регулируется одним способом. Встроенное ПО, которое тоже достаточно сложное, потому что обеспечивает функционал продвинутых микросхем и контроллеров, регулируется по-другому. А для ПО управления используется третий вариант регулирования. Соответственно, можно вводить профили защиты и формировать детализированные требования к информационной безопасности в соответствии с принятой классификаций».

Но до этого, полагает эксперт, регулирующим органом придется напряженно поработать для того, чтобы разрешить проблему дублирования продуктов ПАК в реестре Минпоторга и Минцифры. Эта проблема связана с подходами к регулированию. Так, реестр РЭА Минпромторга ориентируется на достаточно жесткие требования к локализации, описанные в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 2015 г. №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Там действует балльная система оценки степени «отечественности» ИТ-оборудования, причем, с каждым годом максимальный балл растет.

«
Буквально в следующем году невозможно будет без глубокого уровня локализации занести в реестр платформу, которая требуется в рамках НПА ФСТЭК для высоких классов технических средств защиты информации,- замечает Ренат Юсупов.
»

А как это будет в ПАКах?

«
Если будет принят такой же подход для аппаратной части ПАКов, это будет хорошо для электронной промышленности. А если нет, то, полагаю, возникает почва для очень серьезного конфликта – речь может идти о том, что появляется большая «дыра» в регулировании, через которую в реестр ПО смогут проникать «железки», которые не сильно локализованы. К чему это ведет? Раз они в реестре, значит, ФОИВы их могут покупать. И это означает серьезный конфликт между Минцифрой и Минпромторгом, а опосредованно и повлияет на защищенность решений регуляторов по информационной безопасности,- размышляет Ренат Юсупов.
»

Опасения такого рода возникают не на пустом месте – конфликты такого рода уже возникали внутри реестра РЭП в связи с продукцией из подреестра ТОРП. Их причиной были регуляторные лазейки, позволявшие оборудованию из ТОРП обходить жесткие ограничения, накладываемые в балльной системе ПП №719.

Кроме того, замечает Василий Шубин, есть острые технические вопросы, связанные с реестром ПАК: как учитывать вариативность модификаций ПАК? Как правильно создавать ПАК в кооперации между различными разработчиками и т.д. Для дальнейшего развития сегмента ПАК необходима детализация понятия «программно-аппаратный комплекс», с точки зрения специфических аспектов данного вида ИТ-продукции.

Следующий материал обзора >>>
Главная страница обзора >>>

Другие материалы обзора