2012/05/22 18:37:36

Онлайн-туризм, Online-Travel (рынок России)

.

Содержание

Участники рынка

Бронирование билетов

  • Ticket.yandex.ru
  • Skyscanner

Бронирование отелей

Универсальные

2016

740 млрд руб (+34%) - объем онлайн-продаж туристических услуг в РФ

В структуре рынка более 50% объемов продаж приходится на авиабилеты, следующим по значимости стал сегмент железнодорожных билетов, продажи которых через онлайн-каналы составили 20%. На бронирование и покупку номеров в отелях через интернет приходится 16% рынка, еще 3% составили продажи туров.

На авиабилеты приходится половина денег рынка

В числе наиболее быстро растущих сегментов рынка по итогам 2016 года оказались продажи железнодорожных билетов.

За 2016 год доля электронных продаж билетов у РЖД и ФПК (оценивается сегмент дальнего сообщения) увеличилась на 38%, всего было реализовано 41 млн билетов. Объем онлайн-продаж составил 120 млрд рублей, показав рост на 53%. Всего по итогам 2016 года компаниями было продано билетов на сумму 203 млрд рублей. Впервые с 2012 года увеличилось число перевезенных пассажиров в поездах дальнего следования, составив 101,4 млн пассажиров.TAdviser выпустил Карту российского рынка цифровизации строительства 25.3 т

В сегменте продажи авиабилетов наиболее успешно чувствовали себя не онлайн-агентства, а сами авиакомпании. Так, по данным исследования, объем продаж Biletix составил по итогам 2016 года 19 млрд рублей, показав падение на 7%, Ozon Travel — 23 млрд рублей, показав падение на 8% по сравнению с 2015 годом. При этом группа «Аэрофлот» в 2016 году увеличила прямые продажи билетов на 41% (всего те составили 122 млрд рублей), авиакомпания S7 — на 65% (41 млрд рублей).

Авиаперевозчики быстрее расширяют онлайн-аудиторию, чем системы бронирования, отмечают в Data Insight. Кроме того, полагают в исследовательской компании, доверие именно к перевозчикам у покупателей выше, к тому же, ОТА не выдерживают конкуренцию по цене из-за агентского вознаграждения.

Несмотря на то, что продажи туров онлайн пока еще составляют небольшую долю рынка онлайн-тревел, в будущем этому сегменту прочат большой рост.

По данным исследования, в начале 2016 года наблюдалась рекордная доля внутрироссийских перевозок: последние составили 65% от общего объема пассажиропотока российских авиакомпаний. Однако затем тенденция пошла на спад. По сравнению с 2015 годом на 33% выросло число пассажиров, путешествующих за границу (без учета сообщения со странами СНГ).

Сократился по итогам 2016 года и въездной туристический поток: падение составило 6% (суммарно по топ-50 странам дальнего зарубежья), в том числе на 4 квартал года пришлось падение в 16%.

При этом в России по-прежнему путешествует лишь незначительная часть населения. По данным совместного исследования PayPal и DataInsight «Рынок онлайн-коммерции и платежей в России: тренды, аналитика, перспективы» (февраль 2016 г.), проводившегося среди активных интернет-пользователей, за прошедшие 12 месяцев 36% участников опроса никуда не ездило, а еще 38% ездили только по России.

Tutu.ru лидирует по охвату

В 2016 году в России конкуренция за онлайн-потребителя туристических услуг еще только развивается. Уровень концентрации на рынке онлайн-сервисов пока невысок, и есть место для новых игроков, которые смогут предложить потребителю уникальный опыт.

Онлайн-сервисы в сфере путешествий в России (по охвату):

Источник: Данные кросс-медийной панели GfK, сент. 2016

Подробнее см. Туризм в России

2014

В июне 2014 года агентство eDreams, входящее в состав группы Odigeo, вышло на российский рынок.

2012

Полезная презентация с большим числом интересных цифр и прогнозов

Ограничения рынка

По мнению исследователей PhoCusWright (май 2012), отличительно особенностью рынка в целом являются двойные экономические стандарты. С одной стороны, во многих отраслях экономики успешно внедряются западные модели продуктов, но в тоже время у нас сохраняются остатки плановой экономики, оплата труда и технологии во многом ниже стандартов ЕС.

Также на рынок плохо влияет монополия и консерватизм государства в транспортной сфере, визовые ограничения и недоверие россиян к использованию кредитных карт. Существующий визовый режим существенно сдерживает как выездной так и въездной туризм. Для примера, Франция принимает 80 млн. туристов в год, Испания 60 млн., Россия 2 млн. Если российские власти в ближайшее время не предпримут более активные усилия по изменению визовой политики, то значительные инвестиции во внутренний туризм будут окупаться значительно дольше, чем планировалось.

К внутренним проблемам можно отнести некредитоспособность населения в регионах (наибольшая часть потенциальных путешественников сосредоточена в крупных городах) и большой процент населения предпенсионного и пенсионного возраста.

Политическая нестабильность в регионе - например, предполагаемая фальсификации выборов в России, также негативно влияет на развитие туристической отрасли.

Основной вывод, которые делают исследователи PhoCusWright относительно России – «динозавры до сих пор правят рынком». Состав участников российского рынка глобально не изменился с момента его зарождения. Правовая система носит ограничительный характер, и не поддерживает туристический бизнес.

Что касается инфраструктуры рынка, то исследователи PhoCusWright говорят о том, что на внутреннем рынке не хватает отелей, исключение составляют Москва и Санкт-Петербург. Рынок размещения неразвитый, у нас пока плохо приживаются инновационные интерпретации западных моделей аренды домов и квартир.

Возможности рынка

По сравнению с другими странами, в России есть ряд положительных предпосылок для развития рынка online travel:

  • сильное проникновение интернет,
  • кризис на рынке пакетного туризма,
  • более стабильная экономическая ситуация, чем, например, в Греции или Испании.

К положительным факторам исследователи PhoCusWright относят политическую изоляцию региона в прошлом, которая, по их мнению, стимулирует как желание россиян выезжать за рубеж, так и интерес к России со стороны иностранных туристов. В целом, по оценке PhoCusWright, прогноз развития ранка можно оценить как положительный. Исследователи говорят высоких темпах роста в ближайшем будущем.

2011

На 2011 год глобальная доля российского туристического рынка составляет 2,6%.

Объем туристического рынка Восточной Европы в 2011 году составил $81,5 млрд., доля сегмента online travel составляет 7% или $5,7 млрд. Из направлений по-прежнему лидируют Египет, Турция, Китай и Финляндия, сильно возросло количество бронирований по Европе и России. В последующие несколько лет общий рост туристического рынка замедлится. Но, по прогнозам аналитиков, интернет-продажи вырастут на 27% и 26% соответственно.

Россия представляет собой 60% от Восточно-Европейского туристического рынка и 38% online travel рынка, к 2013 году доли увеличатся до 63% и 50%.

По мнению PhoCusWright, в России средний класс составляет 17% или 25 млн. человек, еще 10% - это растущий средний класс. 15 млн. семей имеют годовой доход 20 000 долларов США и выше. Всего выехать за границу могут себе позволить 7% населения.

По другим оценкам (апрель 2012 г) объем российского рынка онлайн-туризма к 2015 г. вырастет в 2,5 раза по сравнению с 2011 г., до $10 млрд. Драйверами развития станет увеличение количества интернет-пользователей в России и рост доверия к электронной коммерции. Пока доля интернет-сервисов путешествий на отечественном туристическом рынке составляет только 7%.

Такой прогноз представил директор по развитию и вице-президент онлайн-турагентства Amargo Артем Пуховский на пресс-конференции весной 2012 года, посвященной итогам российской отрасли онлайн-туризма в 2011 г. Ежегодно рынок онлайн-путешествий растет на 30-50%, что делает его одним из наиболее динамичных секторов электронной коммерции, заявил Артем Пуховский.

"В 2011 г. рынок онлайн-туризма в России, по оценке Amargo, вырос до $4,2 млрд, в этом году объем увеличится на 40% и достигнет $6,09 млрд, - сообщил Артем Пуховский. - По прогнозу Mangrove Capital, рынок российского онлайн-туризма к 2015 г. увеличится до $10 млрд". Более скромный прогноз на аналогичный период озвучивает Российский союз туриндустрии - $8 млрд.

По словам Артема Пуховского, туристический онлайн-рынок быстро развивается благодаря увеличению количества интернет-пользователей в России. Другие факторы – растущее доверие к электронной коммерции и большая готовность использовать пластиковые карточки для покупок в Интернете.

"Туристические и транспортные услуги продолжают оставаться основным источником роста для всей интернет-торговли. В структуре платежей банковскими картами доля туристических услуг занимает более 40%. При этом люди не просто стали доверять платежам в Интернете - они все более охотно совершают покупки именно в Интернете, поскольку это всегда выгоднее", - прокомментировал в разговоре с репортером ComNews (Медиа-бизнес) ситуацию на рынке электронной коммерции основатель процессинговой компании ChronoPay (Хронопэй) Павел Врублевский.

Вице-президент Amargo привел статистику по Европе: региональный объем рынка онлайн-туризма в 2011 г. составил 44 млрд евро ($58 млрд). При этом около 45% европейского туристического рынка приходится на сетевые турагентства, 55% - на традиционные офлайновые. В России сегмент онлайн-туризма, львиную долю в котором составляют услуги бронирования авиабилетов и отелей, пока занимает только 7% туристического рынка страны.

Артем Пуховский отказался назвать финансовые показатели Amargo. Однако в материалах пресс-службы интернет-туроператора значится, что в 2011 г. средний ежедневный оборот Amargo составлял 3 млн руб., то есть годовой оборот компании - примерно 1,1 млрд руб.

Яндекс работает в тесном контакте с OTA (онлайн травел агентства), но еще не готов запустить свой собственный сервис путешествий, хотя домен Yandex.travel уже зарегистрирован. Самым популярным метасечем является Skyscanner. При этом 25% трафика из России в Skyscanner приходит с мобильных устройств. Россия является третьим по величине рынком после Скандинавии и США для еще одного крупного поисковика билетов – компании Momondo.

В 2011г. на российском туристическом интернет рынке доли распределяются следующим образом:

  • ОТА (онлайн травел агентства) 36%,
  • прямые поставщики (авиакомпании, ЖД перевозчики и отели) 64%.

Из них доля авиабилетов составляет 45%, отелей 25%, железнодорожный транспорт 14% и доля пакетных туров - 16%.

Российский рынок оказался достаточно сложным для мировых OTA, локальные игроки доминируют на рынке. Эта тенденция будет сохраняться до конца 2012 года. OTA продолжают ориентироваться на потребителей, для которых основным фактором является цена, при этом последние не имеют четких привязанностей к определенному бренду.

Продолжит сохраняться рост небольших туристических агентств. Основными сегментами развития останутся продавцы авиабилетов и отелей. Сегменты железнодорожного транспорта, аренды машин и т.д. будут развиваться слабо.

Ведущими компаниями на российском рынке названы:

  • Anywayanyday и Ozon.travel как глобальные операторы,
  • VIP Service и Agent.ru в сегменте авиабилетов,
  • Oktogo.ru в сегменте бронирования отелей.

На долю Booking.com приходится 60% всех онлайн бронирований в России.

Портрет путешественника

Средний возраст 38 лет, высшее образование, занимает руководящие должности, хочет попробовать что-то новое, в среднем один отпуск за границу в год, в среднем всего две поезди в год, использует Интернет как огромный каталог товаров и услуг, хочет иметь смартфон.

Большая часть туристических поездок в России продается через туроператоров, около половины используют интернет для планирования путешествий, при этом покупают все равно в офлайне. Причиной является низкая кастомизация сервисов при высоких технологиях. Для неопытного пользователя пока трудно самому через онлайн сервис сконструировать себе путешествие. Нет возможности гибкого поиска или возможности поиска по неточным данным. По данным исследования Oktogo.ru, 50% бронирований требуют участия службы поддержки.

Еще одной причиной является низкий процент использования кредитных карт при оплате через интернет. В России 13 млн. активных кредитных карт (из 140 млн. человек). К 2013 году количество пользователей карт возрастет до 22 млн. человек.

Каналы электронных платежей распределены следующим образом:

  • 40% кредитных карт,
  • 20% электронных денег,
  • 40% денежные переводы, в том числе через специальные терминалы (QIWI).