2018/04/26 14:22:34

Максим Березин, «Крок»: Созданы все условия, чтобы произошел качественный скачок на российском облачном рынке

Максим Березин, директор по развитию облачных услуг «Крок» – об особенностях данного сегмента рынка, существующих драйверах и импортозамещении, которое готовы реализовать российские облачные провайдеры.

Максим
Березин
У российских облаков есть свои конкурентные преимущества

Что собой представляет российский облачный рынок сегодня? Можете ли вы выделить основных игроков?

Максим Березин: Конкретные названия компаний называть не стану. Скажу лишь, что российский облачный рынок – это зрелая среда с достаточно жесткой сегментацией. Первая категория игроков – это нижний сегмент, он работает со средним и малым бизнесом, а также частными лицами. Счет за услуги, выставляемый ими, низок – от сотен рублей до 40 000 рублей в месяц максимум. Такого рода провайдеры предлагают готовые сервисы для массового потребления, услуги автоматизированы и типизированы, потому и конкуренция в данном сегменте максимальна.

Средний сегмент рынка работает в более высокой ценовой категории. Для бизнеса таких компаний характерно более персонифицированное взаимодействие с клиентом. Как в продажах, так и в поддержке участвуют специалисты, с ними можно созвониться, получить консультацию и помощь. Также в данном сегменте наблюдается некоторая кастомизация сервисов, но в весьма ограниченных масштабах.

Наконец, в верхнем сегменте, который мы представляем, заказчиками являются компании Small Enterprise, а также крупные корпорации. Подобные нам провайдеры предлагают инфраструктуру для критически важных бизнес-систем, требующих поддержки в режиме 24х7, индивидуальный подход, серьезные инженерные компетенции, гибкость в предоставлении услуг. И что немаловажно для успешного облачного сотрудничества – наличие высокопроизводительного, территориально распределенного и за счет этого надежного ЦОДа. Как зародилась масштабная коррупционная схема при внедрении ИТ в ПФР при участии «Техносерва» и «Редсис». Подробности 38.6 т

По моей оценке, до «верхней планки» дотягивает не более 5 российских облачных провайдеров.

Следовательно, среди пользователей облачных услуг также прослеживается сегментация. Каких заказчиков из сегмента enterprise лично вы можете отметить, и как они используют облако в своих бизнес-задачах?

Максим Березин: Мы работаем с компаниями практически изо всех отраслей. Это и финансы, и ритейл, и промышленность. В последнее время стало много ИТ-разработчиков в числе облачных клиентов «Крок». Они используют наши вычислительные мощности для тестирования своих продуктов и вывода их на рынок. Например, совсем недавно мы рассказывали про проект для Positive Technologies, который позволяет заказчику экономить до 40% ИТ-бюджета на оборудование. В целом, заказчики отмечают, что облако помогает им оптимизировать затраты на инфраструктуру, в том числе упростить и сократить администрирование аппаратной части. Особенно актуально это становится, когда срок жизни имеющегося у заказчика «железа» подходит к концу, и надо либо запускать процедуру закупки, либо искать другие, более гибкие варианты решения проблемы. Часто выбор остается именно за облаком. С помощью него компании также имеют возможность обеспечить более быструю и надежную работу своих сервисов. В основе таких сервисов всегда лежит производительная и катастрофоустойчивая инфраструктура, содержать которую для многих клиентов часто нерентабельно. Наконец, есть компании, преимущественно иностранные, которые в России открывают совсем небольшой офис с представительскими функциями. Локального ИТ-подразделения у них нет как класса, всю инфраструктуру они берут в аренду под ключ. Такое характерно, в частности, для международного eCommerce. Для таких компаний, кстати, очень важен вопрос соблюдения 152-ФЗ, потому мы предлагаем им сегмент облака, уже сертифицированный по требованиям ФСТЭК.

Все известные аналитики пророчат рост российскому сегменту облачных услуг. Чем он обусловлен? Более широким проникновением во всех слои экономики, расширением предложения, какими-то другими драйверами?

Максим Березин: Основная причина популярности облаков (и не только в России, кстати) – это, конечно, же гибкость, которую невозможно достичь при эксплуатации собственной инфраструктуры. Примерно до 2014 года про это лишь говорили, заказчики с осторожностью использовали облака, ожидая, когда другие первопроходцы «набьют шишки». Но затем, по мере развития услуг, пришло доверие и осознание реальной ценности технологии для конкретных задач. Вслед за этим, конечно же, нельзя не отметить в качестве драйвера цифровизацию экономики, которая толкает компании трансформировать все свои процессы с одновременным желанием избавиться от балласта в виде собственных ИТ-активов. Определенным драйвером может стать или даже уже стали законодательные инициативы, которые регулируют деятельность провайдеров телекоммуникационных и иных услуг.

Речь идет про блокировки иностранных хостингов?

Максим Березин: Да, но не только про них. Нельзя забывать и о 152-ФЗ «О персональных данных». Я затрудняюсь ответить, сколько в процентном соотношении «переехало» в Россию сервисов только из-за действия этого закона. Могу только сказать, что благодаря ему нашим ЦОД и облаком стало пользоваться около двух десятков компаний, среди них иностранные ритейлеры, косметическая компания Avon, аналитическая компания Teradata. Что же касается блокировок IP иностранных провайдеров, то, действительно, проблема затронула очень многих пользователей. Пока рано делать выводы, насколько эта ситуация повлияет на развитие облачного рынка. Тем нее менее, на мой взгляд, все крупные игроки, которых в той или иной степени задели блокировки, уже осознали риски хостинга за рубежом. К нам, в частности, только за одну первую волну блокировок обратилось более 30 компаний с запросами на миграцию. Таким клиентам мы предлагаем антикризисную меру – создание резервной копии инфраструктуры в российском облаке. По сути, это классический DRaaS, который обезопасит от любых форс-мажоров.

Российские облачные провайдеры в полной мере могут заменить американских?

Максим Березин: Облака в России начали развиваться на 5 лет позже, и, конечно, есть еще куда стремиться. Тем нее менее сегодня созданы все условия для того, чтобы произошел качественный скачок.

Мы начали разрабатывать свое облако еще в 2009 году, ориентировались на Amazon – который и тогда и сегодня является лидером мирового рынка публичных облаков. Более того, мы следим за трендами и развитием AWS и проверяем там новые функции, которые планируем к запуску в облаке «Крок». Так что блокировки прочувствовали непосредственно на себе.

Мы можем предложить своим заказчикам, которые привыкли к сервисам Amazon, безболезненную миграцию. У нас есть сервис S3 (статичное хранение данных), поддерживаются те же самые интерфейсы. Например, имеется автоматизированный конвертор, которому достаточно предоставить образы виртуальных машин и уже через 1-2 часа получить их в виде работающих сервисов.

У российских облаков есть и свои конкурентные преимущества. Так, отечественные провайдеры практикуют совершенно иной уровень сопровождения, если мы говорим о крупных клиентах. Они выстраивают коммуникации с клиентом лицом к лицу. Можно непосредственно обратиться в любое время к ответственному менеджеру с вопросом. Оказание услуг строится в индивидуальной форме с участием ИТ-архитекторов. Нормальной практикой являются регулярные встречи и обсуждения, на которых специалисты широкого профиля с большим опытом работы помогают заказчикам оптимизировать облачную инфраструктуру, делая ее еще более эффективной. При этом такой консалтинг уже входит в стоимость облачной услуги.