2012/08/01 13:44:36

Бережливое производство через PLM-подход

О `бережливом производстве` говорят как о методе устранения основных производственных потерь, связанных, в частности, с избыточным выпуском продукции, неэффективными тратами времени, лишними операциями обработки и транспортировки изделий, избытком материальных запасов, выпуском дефектных изделий. Все эти потери зарождаются на ранних стадиях жизненного цикла продукта, начиная с этапа его проектирования. Именно на начальных этапах формируются предпосылки для будущих потерь. Например, ошибки в инженерной документации обусловливают выпуск брака, а не оптимально составленные технологические маршруты приводят к необходимости выполнения лишних производственных операций.

Смотрите также:

Содержание

PDM как ядро PLM-систем

Одним из инструментов, предназначенных для снижения потерь и реализации принципа `бережливого производства`, являются системы управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM), позволяющие стандартизировать производственные операции, обеспечить сбор необходимых данных для анализа текущего состояния процессов и контроля потерь.

Большинство производственных предприятий заинтересованы в применении данной концепции для сокращения издержек или снижения себестоимости продукции. Причем одна из главных проблем, с которой они сталкиваются, — выбор ПО управления данными об изделии (PDM, Product Data Management), которая является ядром PLM-системы и позволяет получать информацию о том, где и насколько превышены расходы, какие из них можно сократить, какие изменения следует внести в проект в случае замены производственного оборудования и т. д.

Во многих проектных организациях окончательная стоимость изделия определяется после завершения этапа его проектирования, когда проект передается сметному отделу. Парадигма PLM-подхода, ориентированного на `бережливое производство», предполагает возможность определять стоимость продукта уже в процессе проектирования при полноправном участии всех участников проекта и соответственно планомерно контролировать отклонения.

С чего начать выбор PDM-системы

К сожалению, многие предприятия, внедрившие PDM-системы, не любят рассказывать о том, как они их выбирали и внедряли. Чаще всего можно услышать ссылки на то, что процессы у них `не очень сложные и система выбиралась по лучшему соотношению цена/сроки внедрения`. Есть и такие, кто разрабатывает для себя подобные системы самостоятельно.

Вместе с тем специалисты компании выделяют несколько важных моментов, на которые рекомендуют обратить внимание при выборе PDM-системы.

1. Возможность объединения инженерных данных в единую структуру объекта. В машиностроительной области конструкторы работают со сборкой изделия, состоящей из моделей деталей. При этом каждая модель может заключать в себе разнородную информацию по стоимости детали, ее наличию на складе, взаимозаменяемости с другими деталями и прочим характеристикам. Проектировщикам в строительной области необходимо формировать структуру объекта из генплана, архитектурной модели, металло- и железобетонных конструкций, технологических схем, электротехнических систем и т. д. и дополнять ее информацией о нормах трудозатрат, об используемых (закупаемых) оборудовании и материалах и их стоимости посредством обмена с ERP-системой. На любом этапе проекта нужно иметь возможность формировать смету или спецификацию по структуре объекта. Российский рынок ERP-систем сократился, но приготовился к росту. Обзор и рейтинг TAdviser 250 т

2. Управление проектом. Важно, чтобы структура объекта служила основой для формирования потоков работ. PDM-система должна обеспечивать формирование отчетов с информацией о том, что уже сделано и что еще предстоит сделать, какое оборудование уже поставлено и какого нет, какие изменения необходимо внести в проект, кто это должен сделать и на каком этапе. Она должна позволять планировать трудозатраты и сопоставлять их с фактическими. В таком случае PDM-система будет служить не просто электронным архивом моделей и чертежей, а еще и инструментом управления.

3. Возможность согласованной и одновременной работы над проектом. Структура компании может состоять из отделов, которые сильно различаются как по специфике используемых ими данных, так и по задачам, которые они решают в ходе проектирования. Например, энергетическая компания обычно имеет технологический отдел, отдел инженерных систем (вентиляция, отопление, водоснабжение и пр.), архитектурно-строительный отдел, электротехнический отдел, отдел АСУ ТП, сметную группу, группу планирования, отдел ГИП. Формируемые каждым из них данные должны быть согласованы, и желательно, чтобы внутри отделов велась одновременная работа над текущей частью проекта. Поэтому организация совместной работы является важной составляющей любого проекта. Каждый отдел, работая со своей частью данных, должен видеть, как эти данные отражаются на всем проекте. В этом случае проще вносить изменения и распределять ответственность. Появляется возможность назначать работы и контролировать их исполнение. Функционал современных PDM-систем позволяет сравнительно просто организовать такую работу.

4. Интеграция с ERP-системами, справочниками и библиотеками. Проекты могут предполагать использование покупных изделий, а также частичную разработку и изготовление собственных изделий, которые объединяются в библиотеки по параметрам, в том числе и экономическим. Современные PDM-системы позволяют при формировании структуры объекта использовать элементы, для которых уже на этапе эскизного проекта можно рассчитать стоимость, а также трудозатраты на производство и монтаж. И чем проще настроить обмен данными между PDM-системой и другими используемыми в компании системами, справочниками и библиотеками, тем больше шансов получить корректно работающий инструмент для бизнеса.

В отсутствие интеграции многое приходится делать вручную, трудозатраты часто прикидываются на основе прошлого опыта, а для согласования каждой строки сметы сотрудниками приходится ходить из отдела в отдел.

Камни преткновения

Еще несколько лет назад выбор представленных на рынке PDM-систем был не столь разнообразным и наиболее эффективны они были в связке с родственной САПР. Сегодня, как отмечают эксперты, ситуация изменилась — есть как специализированные системы, предназначенные для использования в комплексе с родственной системой проектирования, так и универсальные, позволяющие объединять данные из разных систем проектирования. Но на каком бы варианте не остановился заказчик, он должен быть уверен в том, что этот вариант подходит именно его предприятию. А для этого прежде всего нужно выяснить, что для предприятия предпочтительнее — перестраивать свои внутренние процессы под систему или, наоборот, дорабатывать систему под процессы.

Нужно также иметь в виду, что хотя многие разработчики PDM-систем выступают за поддержку различных форматов CAD-данных, даже в универсальных системах такая поддержка не всегда является полной. Идеальный случай — когда есть возможность перейти на единую CAD/PDM-платформу от одного разработчика, но на практике совершить такой скачок за короткий срок очень сложно. И дело не только в объеме необходимых для этого инвестиций, но также в необходимости менять сложившиеся за многие годы стандарты работы предприятия.

Выбирая PDM-систему, в ряде случаев можно также отталкиваться от уже внедренной и используемой на предприятии CAD-системы. Это существенно упрощает формулирование требований к PDM-системе и зачастую позволяет избежать нехватки или избыточности ее функционала.

Как бы то ни было, универсального подхода к выбору PDM-системы нет и, видимо, не будет. Но начинать реализацию концепции `бережливого производства» нужно с пилотного проекта, в рамках которого можно будет выявить потери, наиболее серьезно влияющие на эффективность работы предприятия, и определить конкретные метрики, улучшения которых нужно добиваться. Это позволит достаточно точно сформулировать требования к функциональности PDM-системы.



  • По материалам PCWEEK