2018/05/18 09:20:09

Андрей Тамбовский, «ФОРС»:
Облаков с каждым днём будет все больше и больше

Андрей Тамбовский, директор по технологиям ГК «ФОРС», и Юрий Зятьков, исполнительный директор «ФОРС – Центр разработки», в интервью TAdviser рассказали о ситуации на российском рынке облачных сервисов и услугах, которые оказывает «ФОРС» в этой сфере.

Андрей
Тамбовский
Облака являются универсальным инструментом, позволяющим и активно развиваться, и снижать риски в случае использования новых технологий

Как развивался российский рынок облачных сервисов в прошлом году? Какие аспекты этого развития коснулись непосредственно бизнеса компании «ФОРС»?

Андрей Тамбовский: Этот рынок растет и развивается, причем, если сравнивать с другими сегментами, то опережающими темпами. Это тот вызов, к которому мы готовы. И, отвечая на него, мы активно занимаемся развитием экспертизы, необходимой для продвижения облачных сервисов. За 27 лет у нас накопился большой опыт в реализации самых разных, концептуально новых веяний на рынке.

Юрий Зятьков: Да, российский рынок облачных услуг развивался в прошлом году весьма интенсивно. В той или иной форме все ведущие ИТ-компании активно используют облачные технологии. К числу факторов, стимулирующих использование облаков, относится и деятельность самих вендоров, в нашем случае это корпорация Oracle с комплексом сервисов Oracle Cloud. Мы, как партнер, можем сказать, что облачные технологии оказали сильное влияние на бизнес компании, позволив создать ряд новых направлений деятельности, причем на качественно ином уровне.

Первоначальный страх клиентов перед облаками перестал быть существенным фактором в общении с заказчиками?

Андрей Тамбовский: Наши заказчики - люди умеренно консервативные, и кандидатами на перенос в облака становятся, как правило, информационные системы, имеющие наименьшее количество проблем, связанных с конфиденциальностью данных. Поэтому, да, страха перед облаками мы по большому счету у клиентов не наблюдаем. За годы деятельности компании мы видели появление самых разных технологий и не считаем, что прямо завтра не будет ничего, кроме облаков. Просто облаков с каждым днем будет все больше и больше. По сути, облака - это всего лишь еще один способ получения информационных сервисов. Поэтому мы спокойно относимся к ситуации, когда у заказчика гибридное облако. Какие-то системы остаются внутри периметра, какие-то уходят во внешний дата-центр, какие-то - заказчик получает из публичного облака - это обычная парадигма. Основной вопрос, обсуждаемый с заказчиком в случае реорганизации ИТ-инфраструктуры, это подбор правильных решений для каждой задачи, поставленной бизнесом. При этом мы используем комбинированный подход: с одной стороны, развитие инфраструктуры должно быть управляемым процессом, в соответствии с традиционным пониманием проекта – план, график и так далее, с другой стороны, с учетом современного характера развития ИТ, мы используем в работе элементы Agile. По сути же вопроса, облака являются универсальным инструментом, позволяющим и активно развиваться, и снижать риски в случае использования новых, современных технологий.

И клиенты это понимают…

Андрей Тамбовский: Да, людей перестали пугать облака, как это было поначалу. Сейчас идет конкретное обсуждение вопросов использования облачных технологий, например - в контексте накопления и обработки больших данных. Сегодня заказчики сами хотят пользоваться облаками, и ищут место для новых технологий в своих бизнес-процессах и ИТ-ландшафте. Таким образом, наблюдается обоюдное движение навстречу друг другу - заказчика и ИТ-компании, что и дает положительный результат.

Юрий
Зятьков
Одним из важнейших направлений для нас является продвижение облачных сервисов Oracle Cloud at Customer

Поговорим о результатах компании по итогам 2017 года. Каковы итоги работы? Наиболее яркие события?

Юрий Зятьков: 2017 год для ГК «ФОРС» был удачным. В сравнении с 2016-м годом, выручка возросла на 20%, общий оборот составил порядка 13 млрд рублей. В прошлом году объем выручки от продажи оборудования практически сравнялся с объемом выручки от заказных разработок, что случилось впервые в истории жизни компании. Тем самым, мы заявили о себе ещё и как о крупном системном интеграторе – поставщике аппаратного обеспечения.

Событием для нас стало получение статуса Oracle Cloud Managed Service Provider (MSP). Для компании это большой шаг вперед, поскольку фактически мы перешли к новой технологии, которую сейчас и развиваем в своих проектах. Российский рынок CRM-систем: оценки, тренды, крупнейшие поставщики и перспективы. Обзор TAdviser 149 т

Совсем недавно компания получила награду Oracle, став в 2018 финансовом году Партнером года в номинации Oracle Service Provider of the Year - IaaS, PaaS и SaaS за успехи в продвижении MSP-сервисов на базе Oracle Cloud и развитии технологической экспертизы, требуемой при развертывании и адаптации облачных сервисов.

Одним из важнейших направлений для нас является продвижение облачных сервисов Oracle Cloud at Customer. Сегодня у нас есть уникальное преимущество, потому что среди вендоров только Oracle предлагает такую облачную модель, которая учитывает требования российского законодательства. Мы предлагаем заказчику воспользоваться ресурсами публичного облака вендора, в то время как данные остаются на территории заказчика, а доступ к сервисам предоставляется по подписке.

Что касается проектной деятельности, то можно отметить несколько масштабных проектов по управлению городским хозяйством. В частности, в Москве осуществлены проекты по автоматизации жилищной и технической инспекций, процессов, связанных с содержанием городских объектов (дорог, дворов, зеленых насаждений и т.п.).

В ряде клиник успешно используется разработанная «Ай-ФОРС» система телемониторинга для дистанционного общения врача и пациента RemsMed. Наша МИС по методологии Тавровского В.М. была внедрена в нескольких медучреждениях Москвы. В ходе этих проектов была выполнена комплексная автоматизация, которая затронула все структуры — от стационара до поликлиники.

В прессе было сообщение, что центр обучения ФОРС выиграл конкурс Сбербанка на обучение программным продуктам Oracle…

Юрий Зятьков: Действительно, Учебный центр ФОРС выиграл конкурс и уже проводит обучение и сертификацию специалистов Сбербанка.

Параллельно в учебном центре развивается направление обучения Oracle Database Cloud. Учебный центр ФОРС стал первым в России и странах СНГ, получившим авторизацию на чтение курсов по Oracle Database Cloud в статусе официального партнёра по линии Oracle University.

В продолжение темы итогов года можно отметить растущую востребованность заказных разработок и ряд внедрений автоматизированной системы расчетов Fastcom в телекоме. Кстати, именно эта разработка стала инфраструктурной средой для развертывания облачных сервисов, предоставляемых нами в качестве MSP – провайдера. Она обеспечила площадку для взаимодействия всех трех сторон процесса: Oracle, ФОРС как поставщика услуг, и заказчика.

Какие направления бизнеса показали наибольший рост? Какие направления вы считаете наиболее перспективными в ближайшем будущем?

Юрий Зятьков: Более половины выручки у нас приходится на ИТ-услуги, их доля несколько возросла по сравнению с прошлым годом. Особенно следует выделить услуги по системной интеграции, технологическому консалтингу и аудиту, объем которых будет, скорее всего, расти и дальше по мере развития облачного направления. Значительная часть выручки от ИТ-услуг приходится на техническую поддержку и сопровождение. Сложные, комплексные услуги – это то, в чём мы традиционно очень сильны и по количеству сертифицированных специалистов, и по опыту, и по масштабу работ.

Как изменил компанию статус Oracle Cloud MSP в плане бизнеса? Какие это дало возможности для развития?

Андрей Тамбовский: Во-первых, я хотел бы отметить, что в регионе EMEA у Oracle всего несколько MSP-партнеров, они выбираются очень тщательно по целому ряду критериев и вступить в эту программу непросто. Поэтому для нас честь стать одним из них. Получение статуса MSP – это и новые возможности, и вызов одновременно. Многому нужно учиться и многое осваивать. Специалисты компании самых разных сфер – оборудование, базовое ПО, прикладное ПО и другие – вынуждены были погрузиться в облачную тематику, чтобы быть компетентными в этой области. Сегодня это главное условие для успешной работы и, как следствие, развития новых направлений бизнеса.

Юрий Зятьков: Да, нам пришлось задействовать для выстраивания всей инфраструктурной и технологической цепочки разные группы специалистов. Это сложно, но сейчас процесс уже выстроен, и у нас есть возможность предоставить заказчикам доступ к облачным сервисам Oracle PaaS и IaaS по их выбору - быстро, четко, автоматизировано, с полной информацией о том, сколько и когда потреблено ресурсов – и предложить наши дополнительные сервисы. Причем, все это с пониманием российской специфики и знанием российских законодательных норм.

Как осуществляются расчеты за потребленные ресурсы?

Андрей Тамбовский: В рублях, если одним словом. А если серьезно, то существуют две схемы взаиморасчетов. Первая работает, когда у клиента еще не сформировалось понимание, что именно, и в каком объеме он собирается потреблять. Расчеты осуществляются по варианту Pay As You Go, то есть по мере того, как клиент подключает новые сервисы или увеличивает использование уже подключенных, на помесячной основе он оплачивает потребленные ресурсы. Вторая схема - месячный тариф - работает, когда у клиента уже появилось понимание перечня сервисов и объемов. Отмечу, что заказчик может перейти с одной схемы на другую в любое время. Подписав договор, клиент может начать сразу использовать любой из сервисов - как IaaS, так и PaaS, предоставляемых облаком Oracle. Он может получить Database as a Service, Big Data as a Service, Java as a Service и целый ряд других сервисов нового поколения.

Какие облачные сервисы Oracle наиболее популярны у российских заказчиков?

Андрей Тамбовский: Интерес есть ко многим направлениям, их несколько десятков. Прежде всего – это модель Oracle Cloud at Customer, так как она позволяет разместить публичное облако в ЦОДе клиента. Затем один из наиболее востребованных наборов сервисов – тот, который позволяет управлять ИТ-инфраструктурой, всем стеком аппаратных средств, web-серверов – это Oracle Management Cloud. В этот набор входит семь сервисов, он построен на базе технологий больших данных, специального аналитического аппарата по их обработке и анализу. Включает и машинное обучение, позволяющее вычислять аномальное поведение в сложных информационных системах, выявлять корреляции, взаимодействия в очень сложных условиях, когда специалисту трудно или даже невозможно разобраться. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что для нас, как для системного интегратора, облака – просто очередной способ доставки сервисов. В данном случае – для построения ИТ-инфраструктуры. Миграция в облака - это тоже проект по внедрению, хоть и небольшой, мы пришли к этому пониманию в ходе работы по программе MSP.

Большой интерес российские заказчики проявляют и к интернету вещей (IoT). Все понимают, что разворачивать собственный ландшафт в стандартной, необлачной парадигме для подобного рода задач долго и накладно, а решение нужно здесь и сейчас.

Имеется ли первый проектный опыт? Кто первые заказчики?

Юрий Зятьков: Да, безусловно, проектный опыт уже есть, работа ведется с несколькими российскими заказчиками. В их числе – крупная логистическая компания, назвать которую мы пока не можем. Но проект весьма масштабный, компания запросила порядка 100 сервисов PaaS и IaaS.

Насколько заказчики готовы к единовременному переходу в публичное облако?

Андрей Тамбовский: Это пока очень радикальный сценарий. Понятно, что провайдерам, предоставляющим облачные сервисы, хотелось бы единовременного и полного перехода заказчиков в облака. Но на практике происходит иначе. Все понимают, что за облаками будущее, что это неизбежно и что этому надо учиться, но пока дается все с трудом. Поэтому наша экспертиза и наши услуги так важны для рынка, и их востребованность, мы уверены, будет расти.

Юрий Зятьков: Отмечу важность юридической составляющей, которая законодательно регулировала бы взаимоотношения провайдера и потребителя услуг. Пока в нашей стране нет наработанной практики. Наши юристы провели серьезную работу, чтобы создать шаблон такого договора с учетом всех возможных нюансов и рисков.

Проводится ли предварительное тестирование систем заказчика, которые планируется перенести в облако?

Андрей Тамбовский: В группе компаний уже больше десяти лет развернута площадка, где представлены все новейшие платформы Oracle – как аппаратные, так и программно-аппаратные комплексы. На этой площадке работают специалисты с опытом более 20 лет. И именно здесь мы производим оценку готовности прикладных систем работать на этих платформах, а также оказываем помощь в построении передовых ЦОДов. А поскольку облако Oracle построено на таких же технологиях, то мы можем предложить услуги по подготовке систем к переносу в облако. С другой стороны, многие разработки российских компаний, в основе которых лежат технологии Oracle, уже в том или ином виде у нас тестировались.

На российском рынке облачных сервисов сейчас появилось много новых игроков. За счет чего «ФОРС» планирует превзойти конкурентов? Краткое резюме нашей беседы…

Андрей Тамбовский: Хорошая программа - та, которой легко пользоваться. И чем легче программой пользоваться, тем больше за пользователя поработал разработчик ПО. Качественная работа компании как разработчика ПО - то, за счет чего компания «ФОРС» держится на рынке сегодня, и то, за счет чего компания держалась на рынке всегда. Экспертиза и профессионализм - это наши главные конкурентные преимущества, которые не зависят от конкретных технологий, решений или обстоятельств.