Бетанкур Августин Августинович

Персона


Предыдущие места работы:
Министерство транспорта РФ
Министр
СМ. ТАКЖЕ (9)

Содержание

Бетанкур Августин Августинович
Бетанкур Августин Августинович

Биография

Августин де Бетанкур (исп. Agustín de Betancourt y Molina) родился 1 февраля 1758 года в Испании в городе Пуэрто-де-ла-Крус на острове Тенерифе.

Родоначальником его семьи был французский барон Жан де Бетанкур, который со своим партнёром и соперником Ла Саллем в 1402-1405 гг захватили три первых канарских острова: Лансароте, Фуертевентуру и Иерро. Подробнее об этом см. Канарские острова.

1778: Переезд с острова Тенерифе в Мадрид

В 1778 г в возрасте 20 лет Августин де Бетанкур навсегда покинул Канарские острова и отправился в Мадрид для обучения в Королевском колледже San Isidro.

1783: Первый полёт на воздушном шаре в Испании

Самый первый в мире воздушный шар создали и подняли в воздух изобретатели-воздухоплаватели братья Монгольфье в 1783 году.

28 ноября 1783 года Августин де Бетанкур совершил первый полёт на воздушном шаре в Испании. Событие произошло в предместьях Мадрида в присутствии короля.

Запуск шара Монгольфье в Аранхуэсе. Антонио Карнисеро, 1784 г. Прадо, Мадрид

1798: Устройство оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом

В 1798 году на Бетанкура было возложено устройство оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом и организация в Испании корпуса инженеров путей сообщения. В 1800 году был назначен генерал-инспектором этого корпуса и членом совета финансового управления.

1803: Назначение интендантом армий и главным директором почт Испании и знакомство с русским послом

В 1803 году Августин де Бетанкур был назначен интендантом армий и главным директором почт Испании.

В 1803 году, едва прибыв в Мадрид в качестве посла России в Испании, Иван Матвеевич Муравьев-Апостол в своём сообщении в Санкт-Петербург написал о предложении, которое на первый взгляд может показаться неожиданным. Он сообщил, что намеревается написать доклад о состоянии инженерного дела в Испании, особенно в области гидравлики и путей сообщения (дорог и мостов). Он оправдывал свою инициативу тем, чтоИгорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое 2.6 т у него была возможность `дать точное и полное описание`, поскольку он близко знал `человека, который руководит этими работами`, и пользовался его полным доверием. Человеком, которого он имел в виду, был Августин де Бетанкур-и-Молина, в то время генеральный инспектор дорог и каналов, которого он называл `самым мудрым механиком не только в Испании, но и в Европе`.

На первый взгляд может показаться удивительным, что одним из первых действий вновь прибывшего посла было составление отчета о технических аспектах строительства дорог, писали Ольга Виленовна Волосюк и Консепсьон Камареро Буйон в своей статье "Длинный путь в Россию: Агустин де Бетанкур". Но мы должны помнить о нескольких моментах, которые проливают свет на этот вопрос:

1) Муравьев-Апостол был сыном военного инженера, то есть он знал то, о чем планировал информировать и докладывать.

2) В то время в России существовал большой интерес к инженерному делу: огромную территорию необходимо было связывать дорогами. По этой причине Павел I (1754-1801) издал ряд директив по реформированию Инженерного ведомства, к которому присоединили основанный в 1798 году Департамент строительства. Во главе последнего с 1801 года стоял Николай Румянцев, старый знакомый Муравьева-Апостола, которого мы много лет спустя увидим с Бетанкуром. Более того, уже при императоре Александре I, Инженерный факультет создается в рамках Государственного военного корпуса. Именно для этих учреждений Муравьев-Апостол намеревается собирать информацию.

3) Всего четыре года пребывания Муравьева-Апостола в российской миссии в Мадриде совпали с периодом ухудшения отношений между Бетанкуром и Годоем, всемогущим министром Карла IV и любовником его жены, фактически управлявшим Испанией с 1792 по 1808 годы, за исключением периода 1798—1801 годов.

В последующих посланиях в Санкт-Петербург Муравьев в дополнение к своему отчету предлагал прислать `технические чертежи` и `инженерные макеты". Но, кроме того, как следует из ответа из Санкт-Петербурга на одно из них, похоже, что он просил разрешения предложить Бетанкуру ответственную должность в России. В ответном послании на письмо, в котором он впервые упомянул Бетанкура, подписанном министром иностранных дел России Адамом Ежи Чарторыйским, ему говорят, что: "Если вы уверены в заслугах и мастерстве г-на Бетанкура, не было бы никаких препятствий для того, чтобы принять его на русскую службу`, правда, с экономическими условиями "чтобы он согласился на вознаграждение, выплачиваемое здесь главным инженерам в гидротехническом секторе, что составляет до 8000 рублей в год`. То есть Муравьеву была предоставлена свобода действий, чтобы начать контакты, направленные на найм дона Августина. В этом российский посол конкурировал с Францией, где Бетанкуру было предложено взять на себя руководство погрузочно-разгрузочными работами в портах Тулона и Марселя, что, очевидно, было недостаточно для испанского инженера.

1804: Посол России в Испании делает предложение Бетанкуру о переезде на службу в Россию

Медлительность, с которой администрация Санкт-Петербурга отнеслась к посланию Чарторыйского, прибывшему к Муравьёву-Апостолу только в октябре 1804 года, способствовала достижению желаемой цели - перевезти Бетанкура в Россию.

Важную роль в этом сыграло участие инженера в проекте по прокладке русла рек Гениль и Кубильяс, в Фуэна-Вега-де-Гранада, где располагался Королевский дворец Сото-де-Рома, который был подарен Карлом IV министру Годою в 1795 году.

Получив послание из Санкт-Пертерсбурга, Муравьев-Апостол сообщил Бетанкуру о заинтересованности русского двора в предоставлении ему должности. Инженер выразил готовность поехать в Россию, но поставил два условия. Во-первых, не уезжать немедленно, что было оправдано положением его жены и детей и опасением, что принадлежащая ему фабрика тканей и красок, расположенная в Авиле, обанкротится из-за его отсутствия. Во-вторых, что ему будут даны гарантии, что в России он будет назначен инженером-технологом, начальником всех гидротехнических сооружений, в ведении которого будут находиться порты, арсеналы, каналы и т.д.

1805: Конфликт с правителем Испании Годоем

Работы, проведенные для восстановления рек Гениль и Кубильяс в Ла-Веге-де-Гранада, которые Гонсалес Таскон считает `одним из самых замечательных гидротехнических сооружений, построенных Бетанкуром`, сопровождались конфликтом инженера с Годоем. Эти неурядицы стали последней каплей, переполнившей чашу терпения Бетанкура, следствием чего стало его решение принять предложение Санкт-Петербурга и уехать из Испании, чтобы поселиться в России.

Давайте посмотрим, что произошло. Ниже по течению реки Гениль, примерно в трех лигах от города Гранада, до сих пор сохранилась королевская усадьба Эль-Сото-де-Рома, которую, как мы уже упоминали, Карл IV передал Годою в 1795 году.

После завоевания Королевства Гранада (1492 г.) католические короли распределили между своей знатью плодородные земли Ла-Вега-Гренадина, орошаемые рекой Гениль и ее притоками, но оставили за Короной Эль-Сото-Рома - заболоченную местность с густыми лесами, местом для охоты и отдыха Насридов - династии мусульманских правителей, правивших Гранадским эмиратом с 1230 по 1492 годы.

В Ла-Веге-де-Гранада в целом и в Эль-Сото, в частности, происходил процесс обезлесения, который в регионе с незрелой гидрографической сетью обострил проблему наводнений. Дело дошло до того, что было невозможно провести работы по приведению в соответствие русла реки и ее притоков в Ла-Веге или, как говорили в то время, `привязать эль-Джениль к надежной опоре`. Об этом было известно еще в 1800 году, но утверждение плана работ и его финансирование затягивались.

В январе 1803 года Годой приказывает Бетанкуру заняться этим вопросом и настоятельно призывает его поехать в Гранаду, чтобы разработать план и быстро приступить к работам. С этой целью инженер осматривает местность и составляет технический отчет о Ла Вега-де-Гранадина, который Гонсалес Таскон определяет как парадигму бережного отношения к природе, пропагандируя общую политику восстановления лесов в верховьях и русле реки, что, по-видимому, не понравилось "князю мира" Годою и его семье.

Портрет Мануэля Годоя художника Агустина Эстеве. 1800-1808 гг. Чикагский институт искусств

Среди предложений, которые касались пространства дель Сото, был запрет на выращивание сельскохозяйственных культур в верхнем течении реки Генил и соблюдение, ниже по течению от Гранады, полосы лесных массивов шириной 30 саженей, параллельных берегам рек, а также объединение юрисдикции над этим районом в одном учреждении или лице для того чтобы препятствовать крестьянам и землевладельцам выполнять работы на каналах, которые плохо решали одну проблему и порождали другую, более серьезную.

Гидротехнические работы в Сото-де-Рома начинаются в июне того же года с учетом ключевых моментов:

1) Углубить русло реки в местах, где скопление гравия и песка подняло ее дно, чтобы придать всему течению одинаковый наклон, сглаживая основные повороты или очень быстрые повороты, что позволит достичь почти одинаковой скорости для воды и избежать сильных толчков, которые могут наносить ущерб берегам.

2) Не использовать каменные ограждения для укрепления берегов, а тот же гравий, закрепленный переплетеными ветвями деревьев, чтобы снизить затраты и воспользоваться опытом, `который подтверждает это ежедневно и который был замечен в самой Гениальной реке", имея в виду, скорее всего, то, что Аристеги сделал в эль-Сото за полвека до этого.

3) Провести сифон на реке Хотаяр, ниже реки Гениль, чтобы таким образом устранить плотины, которые были сделаны на ней для перекачивания воды и пропуска ее с одного берега на другой по оросительным каналам, поскольку они задерживали гравий и песок, которые поднимали русло реки.

Запустив работы Бетанкур передает их под руководство своего ученика Рафаэля Бауза, который много лет спустя вместе с Хоакином Виадо и Хоакином Зеркально также окажется в России.

Проблемы с Годоем возникли из-за того, что некоторые изменения в управлении районом, а также общая философия плана, должно быть, не понравились дону Мануэлю и управляющему, которого он назначил в Эль-Сото. В отчете, датированном 10 сентября 1803 года, Бетанкур уже жалуется министру на то, что его управляющий постоянно затрудняет выполнение работ. Ситуация продолжала накаляться, достигнув своего апогея в октябре 1805 года, когда Годой полностью отказался от услуг Бетанкура и Баузе и передал дело военным инженерам. Годой, князь Мира и герцог Алькудийский, не подозревал, что к тому времени Бетанкур уже давно думает об эмиграции в Россию.

В 1805-м Муравьёв-Апостол по неясным причинам (согласно А.С. Пушкину, впал в немилость императора за разглашение недостоверных сведений о подготовке антипавловского заговора) был отставлен и вплоть до 1824 года нигде не служил.

Донесение русского посла, в котором он сообщает в Санкт-Петербург о положении Бетанкура, свидетельствует о разочаровании, побудившем его покинуть родину: "Господин Бетанкур, как и все люди, у которых есть чувства, разочарован тем, что происходит в этой стране`. В своих письмах сам Бетанкур упоминает, что его отъезд был вызван враждебностью к нему князя Мира (один из титулов Годоя).

Муравьев в одном из своих последних посланий перед отъездом из Испании писал о планируемом переезде Бетанкура в Россию: `Если бы все прошло хорошо, это было бы единственное доброе дело, которое я совершил в Испании. Спасение одного умного человека из небытия и его переезд в мою страну навсегда станут для меня источником славы и утешения в череде бесконечных разочарований, которые я испытал за время своего мучительного пребывания здесь`.

1807: Продажа фабрики хлопчатобумажных тканей

К апрелю 1807 года Бетанкуру удалось завершить свой предпринимательский путь в качестве владельца Королевской фабрики хлопчатобумажных тканей в Авиле. Предприятие было построено на реке Адая по настоянию графа Аранда в начале 1789 года с целью оживления депрессивного района. Фабрике удавалось вести вялую деятельность в первые годы несмотря на наличие двух складов в стратегических точках, Мадриде, резиденции Суда, и в Кадисе, ключевом пункте торговли с Америкой.

В 1799 году тогдашний министр финансов Каэтано Солер продал фабрику Бетанкуру, который годом позже взял на себя управление предприятием, пообещав выплатить два миллиона реалов в течение восьми лет, полагая,что внедрение передовых технологий может сделать его продукт более рентабельным. Однако, несмотря на нововведения, которые он внедряет, фабрике не удается достигнуть успеха в том числе потому, что Бетанкур должен был продолжать проживать в Мадриде.

Кроме того, в начале 1806 года политические события в Испании становились все более драматичными. Под нажимом Наполеона 4 декабря 1804 года Испания объявила войну Британии. Результатом этой войны стала гибель испано-французского флота в Трафальгарском сражении 21 октября 1805 года и фактическое подчинение Испании Наполеону.

Поэтому инженер приступил к переговорам о передаче фабрики короне при условии компенсации чуть более 690 000 реалов за инвестиции, которые он вложил в ее модернизацию.

Переговоры были непростыми и изначально Бетанкуру было отказано, но, наконец, в июле 1806 г он добился согласия двора. Ему пришлось подождать до апреля 1807 года, чтобы получить оговоренную сумму. Таким образом исчезает главное препятствие, задерживавшее его отъезд в Россию.

1808: Переезд в Россию

В конце 1807 г приехал в Санкт-Петербург и пробыл там шесть месяцев. После короткой поездки в Париж Августин де Бетанкур с женой и четверыми детьми вернулся в Россию, в которой жил и работал до своей смерти.

1809: Создание Института инженеров путей сообщения

Основная статья: Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС, ранее ЛИИЖТ)

Основная цель создаваемого в Петербурге Института инженеров путей сообщения была сформулирована его будущим руководителем А. А. Бетанкуром в записке к проекту этого учебного заведения: «… снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в Империи».

Институт был создан в составе Корпуса инженеров путей сообщения согласно высочайшему манифесту Александра I от 20 ноября 1809 года. Первым инспектором института стал генерал-лейтенант Бетанкур.

Среди первых 30 воспитанников института были сыновья Муравьёва-Апостола, будущие декабристы Сергей и Матвей.

Бетанкуру удалось собрать великолепную команду преподавателей, обширную библиотеку, чуть позже создать музей — институт становится одним из самых авторитетных и престижных учебных заведений Петербурга.

1810: Проект устройства фонтана в Царском Селе со скульптурой Павла Соколова "Девушка с кувшином"

Перед инженером Августином Бетанкуром была поставлена задача в Екатерининском парке Царского Села «у террасы, где проведена ключевая вода, отделать место сие в хорошем вкусе» — декорировать это пространство.

Биограф Бетанкура профессор Владимир Павлов писал, что русский скульптор академик Императорской Академии художеств Павел Соколов обратился к испанскому инженеру с предложением составить проект будущего фонтана с его скульптурой "Девушка с кувшином". По утверждению Павлова, Бетанкуру принадлежат водоснабжение и водоотведение, установка пьедестала и каменного спуска к основанию, а также выбор места для установки скульптуры.

Изначально скульптура была выполнена из алебастра и только в 1816 или 1817 г была заменена на бронзовую.

Людмила Доронина в своей двухтомной истории русской скульптуры писала, что Бетанкур был восхищён скульптурой Павла Соколова. Специально для испанского инженера (и по его просьбе) скульптор изваял мраморную копию.

Первоначально архитектурная композиция фонтана, созданная Бетанкуром, дополнялась гротом, который был ликвидирован в середине XIX века.

1812: Драга Бетанкура используется для углубления акватории Кронштадтского порта и подготовки фарватера между Кронштадтом и Петербургом

Сконструированная Бетанкуром драга в 1812 году была изготовлена по чертежам Бетанкура на Ижорском заводе и использовалась для углубления акватории Кронштадтского порта и подготовки фарватера между Кронштадтом и Санкт-Петербургом. Драга представляла собой первый в мире экскаватор, производительность которого в 50 раз превышала показатели лучших европейских дноуглубительных машин.

1816: Председатель комитета о городских строениях Российской империи

С 1816 года Бетанкур занимал должность председателя комитета городских строений и гидравлических работ.

Работавший под руководством Бетанкура Комитет утверждал проекты всех новых жилых и общественных зданий и разрабатывал для них «образцовые» проекты, осуществлял контроль за строительством не только в столице, но и во всей Российской Империи, а также наблюдал за возведением мостов, набережных и тротуаров.

1816: Приглашение к работе архитекторов Росси и Монферрана и преобразование облика Петербурга

В обязанности Комитета входила разработка предложений по планировке и застройке Санкт-Петербурга, его районов, прокладке новых улиц и «выравниванию» старых, перепланировка существующих и организация новых площадей, размещение на них монументальных сооружений.

В 1816 году Бетанкур пригласил в Комитет Карла Росси, благодаря поддержке Бетанкура Росси в скором времени становится первым придворным архитектором.

При непосредственном руководстве Бетанкура, трудами членов Комитета, в Санкт-Петербурге реконструируется Дворцовая площадь, преображается Сенатская и создаются Суворовская и Румянцевская площади, ансамбль площади Островского и улицы Зодчего Росси.

К. Росси строит административные здания Главного штаба и Министерства иностранных дел и финансов с Триумфальной аркой — величественным памятником Отечественной войны 1812 года, проектирует ансамбль зданий Сената и Синода, возводит здание Александринского театра и ансамбль зданий на улице Зодчего Росси и площади Ломоносова. Строит здание Публичной библиотеки, застраивает ансамбль вокруг Михайловского дворца, проектирует архитектурно единую застройку целых улиц и площадей общественными и жилыми зданиями и возводит много других сооружений, в том числе осуществляет реконструкцию Невского проспекта.

Под руководством Бетанкура создается сеть чугунных мостов: Пантелеймоновский мост через реку Фонтанку, Инженерный, Садовый, Театральный, Конюшенный через Мойку, мосты через Лебяжью канавку, определившие современный облик Санкт-Петербурга.

1817: Строительство Манежа в Москве и Ярмарки в Нижнем Новгороде

Московский Манеж — крытое помещение для военных упражнений в холодную и ненастную погоду, монументальное здание в стиле классицизма, было выстроено в Москве в 1816—1817 годах по проекту Августина Бетанкура.

Манеж. Акварель Августина Бетанкура

Уникальная конструкция стропил и 30 деревянных ферм позволила сделать здание 45 метров шириной без внутренних опор, с поддержкой только за счёт стен. Для того времени это было уникальное инженерное решение. Площадь построенного Манежа составила около 7,5 тыс. м², он вмещал более 2 тыс. человек.

16 (28) августа 1816 года произошёл пожар, который уничтожил гостиный двор в Нижнем Новгороде, со всеми временными балаганами.

Понимая важность постройки нового экономического центра, император Александр I отложил перестройку Зимнего дворца, направив выделенные для этого деньги на постройку ярмарки. Всего на постройку гостиного двора было ассигновано из казны 6 миллионов рублей. Строительство возглавил Августин Бетанкур.

Подробности об уникальном проекте см. Нижегородская ярмарка.

1818: Руководство строительством Исаакиевского собора

В 1816 году Александр I поручил заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора Бетанкуру, который предложил поручить проект молодому архитектору Огюсту Монферрану, незадолго до этого приехавшему в Россию из Франции. Бетанкур представил Александру I подготовленные Монферраном 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей. Императору рисунки понравились, и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором».

Руководство строительством возлагалась на специальную комиссию, в которой на А. Бетанкура было возложено руководство собственно строительными работами, решение всех технических вопросов и руководство действиями архитектора.

Бетанкуру принадлежат технические решения, использованные при устройстве фундамента собора и установке колонн четырёх портиков собора. Работы по сооружению фундамента начались в 1818 году. Под новые части фундамента были вырыты траншеи, из которых выкачивали воду. Затем в грунт вертикально вбивали просмолённые сосновые сваи диаметром 26—28 см и длиной 6,5 м. После этого все траншеи были соединены между собой и залиты водой. Когда вода замёрзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда. По словам Монферрана, под фундамент было забито 12 130 еловых свай. В общей сложности только сооружение фундамента заняло около пяти лет.

Систему подъёма и установки колонн для Исаакиевского собора Бетанкур разработал в 1822 году, до приостановки строительства собора. Разработанные на основании проекта Бетанкура чертежи лесов были утверждены комиссией 15 июня 1828 года. Для подъёма колонн и установки их на портиках были построены специальные леса. Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут. Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, последняя — 11 августа 1830 года.

1819: Директор Главного управления путей сообщения в комитете министров Российской империи

В 1819 году Августин Бетанкур стал директором Главного управления путей сообщения и по должности вошёл в состав Комитета министров Российской империи. На этом посту он служил до 2 августа 1822 года.

1824: Смерть в Петербурге

Августин де Бетанкур скончался в 1824 г и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге.