Шереметьево уже 10 лет внедряет SAP
31.03.10, Ср, 15:15, Мск,
Текст: Анастасия Симакина
Фото: svo.aero
В международном аэропорту Шереметьево силами компании Т-Системс СиАйЭс завершена инсталляция биллингового модуля системы SAP ERP, на базе которой построена вся ИТ-инфраструктура аэропорта. Внедрение SAP в аэропорту ведется на протяжении десяти лет, первые годы проект значительно буксовал. Теперь в Шереметьево будут работать основные функциональные блоки системы, включая новый биллинг.
Аэропорт Шереметьево (МАШ) в сотрудничестве с компанией Т-Системс СиАйЭс успешно провел внедрение модуля SAP SD «Биллинг» на платформе SAP в рамках программы развития ERP-системы. Осуществление проекта заняло несколько месяцев – с октября минувшего года по январь текущего.
История внедрения SAP ERP (ранее SAP R/3) в Шереметьево довольно терниста. Проект возобновлялся несколько раз. Стартовал он, по разным данным, в 1999 или в 2001 году. Так, в 2004 году бывший финансовый директор «Международный аэропорт Шереметьево» Лучаковский Александр заявлял в интервью, что предприятие рассматривало возможность внедрения R/3 с 1997 года. Действительно продуктивно внедрять систему в Шереметьево начали с середины 2003 года, заявил он. С его слов, за это время на проекте сменился не один интегратор, имен Лучаковский не назвал.
Сдвинуть проект с мертвой точки помогла смена подхода к распределению ролей. Изначально команда аэропорта пыталась провести глобальную работу своими силами, привлекая консультантов только в помощники. В дальнейшем, осознав неэффективность такого подхода, внедрение SAP в Шереметьево было полностью доверено специалистам. Генеральным подрядчиком проекта стала компания «Порт Телеком», дочерняя компания «МТУ-Интел» (сейчас – «Комстар-Директ», входит в холдинг АФК «Система»). Субподрядчиком выступила Т-Системс СиАйЭс.
Тем временем, в интервью от 2008 года директор по ИТ компании «Международный аэропорт Шереметьево» Хохлов Игорь рассказывал, что для управления финансовой деятельностью аэропорта внедрение решения SAP R/3 началось еще в 2001 г., «но из-за административных проблем шло с разной степенью успеха». По его версии, с 2006 года. внедрение продолжилось.
Ни в пресс-службе SAP, ни в пресс-службе «Международный аэропорт Шереметьево» на вопросы Tadviser (с какого года реализуется проект, кто был интегратором до Т-Системс СиАйЭс и каков объем инвестиций в проект за минувшие годы) не ответили. 28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT
Известно, что на данный момент уже внедрены функциональные блоки SAP ERP, отвечающие за финансовый и налоговый учет, учет прямых и косвенных затрат, учет основных средств, заработной платы, закупки и хранение, а также блок «ПБУ», представляющий собой адаптированный к российским нормам модуль бухгалтерского учета.
В пресс-службе Шереметьево рассказали, что задачей последнего проекта, внедрения биллинговой системы, стала автоматизация формирования финансово-расчетных документов (акты выполненных работ, счета, счета-фактуры).
На этапе выбора подрядчика рассматривались несколько кандидатов, предоставивших предложения по внедрению биллинговой системы. Было предоставлено три предложения о внедрении системы на базе модуля SD SAP, а также одно предложение от компании, разработавшей собственную систему на основе БД Oracle. Одним, но не единственным, преимуществом Т-Системс, явилось наличие опыта внедрения биллинговой системы в аэропортах как за рубежом, так и в России (Внуково). Помимо наличия опыта, компания Т-Системс предоставила наиболее оптимальное предложение по итогам комплексного анализа полученных предложений, рассказали в Шереметьево.
Как пояснила представитель интегратора Маковская Станислава, Т-Системс уже выступала интегратором в проекте внедрения SAP ERP в аэропорту Внуково, где помимо нескольких финансовых блоков был также установлен и биллинговый модуль системы. Стоит отметить, что решения SAP довольно популярны для автоматизации работы аэропортов во всем мире: здесь можно упомянуть аэропорты Франкфурта, Копенгагена, Алматы.
В ходе проекта все услуги, оказываемые аэропортом были условно разделены на две группы: услуги по авиационной деятельности и услуги по неавиационной деятельности. В первую группу были включены услуги, непосредственно связанные с обслуживанием прибывающих и убывающих воздушных судов и пассажиров на перроне аэропорта и в его терминалах. Во вторую группу были отнесены все остальные услуги – аренда зданий и помещений, коммунальные и информационные услуги, безопасность и другие.
Внедрение биллинга, которое обошлось Шереметьево в 36 млн рублей, позволило связать воедино процессы оказания и учета услуг и вести контроль за ними в круглосуточном режиме. Для всех ключевых подразделений аэропорта были разработаны унифицированные электронные справочники данных, предоставлена возможность оперативной подготовки пакетов финансово-расчетных документов и формирования аналитических данных о результатах производственной деятельности. Также организовано взаимодействие с аэропортовой базой данных «Синхрон».
В АСУП SAP Шереметьево в настоящее время работают более 300 пользователей, являющихся представителями всех подразделений аэропорта, из них более 100 задействованы в работе с модулем SD. Универсальное биллинговое решение в перспективе может быть распространено в других аэропортах, в деятельности которых принимает или планирует принять участие Шереметьево. Планируется ли в дальнейшем внедрение другие функциональных модулей SAP ERP, компания не сообщает.