«Хакатоны — это не страшно»: секреты победы в IT-марафонах от Head of SEO Департамента ИТ Москвы Юрия Никулина

15.03.23, Ср, 15:04, Мск,

Победитель продуктового хакатона Burning Heroes 2023, эксперт Moscow City Hack рассказал, зачем участвовать в хакатонах и как в них выигрывать, а также чем покорять рекрутеров технологических компаний.

Содержание

Продуктовый хакатон Burning Heroes 2023 объявил победителей, и большинство призовых мест досталось россиянам. Burning Heroes - это всемирный конкурс по решению кейсов для продакт-менеджеров любой области, в котором и участники, и жюри работают онлайн из разных точек планеты. Задачи предоставляют компании, также работающие по всему миру. На BH PM Winter 2023 свои кейсы выдвинули сервис по бронированию жилья Booking.com, курьерская служба Glovo и мессенджер Тelegram. Одними из лучших были признаны идеи россиянина Юрия Никулина.

Победе предшествовали три ступени жесткого отбора. Сначала жюри Burning Heroes РМ проверяет заявки участников на соответствие требованиям конкурса; затем судьи отбирают работы для полуфинала и по необходимости задают их авторам уточняющие вопросы. На третьем этапе участник хакатона представляет своё решение кейса компании в формате питчинга перед жюри. Юрий Никулин особенно отличился в решении кейса Telegram, у которого по состоянию на 2022 год насчитывалось более 700 миллионов активных пользователей в день, его идеи оказались на призовом месте.Как защищать «поумневшие» промышленные сети: «Синоникс» на страже безопасного объединения изолированных сетей 4.7 т

Продукт, разработанный Юрием Никулиным в ходе хакатона, поможет увеличить осведомленность пользователей и активизирует установку приложения через поисковые системы. Простыми словами, любой человек в мире сможет найти какой-то ответ на свой вопрос в Google, где будет ссылка на мессенджер. Пока что эта технология не используется ни одним из его конкурентов. Решение развить идею до полноценного продукта после хакатона принадлежит компании-заказчику.

Как победить в хакатоне

По словам Никулина, основные критерии, по которым судьи оценивают участников хакатонов, примерно схожи: это подход коллектива, работоспособность предложенного решения, качество исполнения, интерфейс и питч-сессия. Таким образом, чтобы выиграть хакатон, нужно не только придумать самое удачное решение задачи, но и качественно его «упаковать» и представить членам жюри. По опыту эксперта, за самой идеей - только треть успеха, 40% - это презентация идеи, ее питчинг. И чтобы питч бил точно в цель, Юрий рекомендует заранее собрать информацию о судьях: узнать, в какой сфере экспертность членов жюри наиболее высока, и адаптировать питчинг под их интересы. Еще один лайфхак: в очереди выступлений на хакатоне быть первым или последним. Люди плохо запоминают то, что было в середине. В презентациях «эффект края» работает так же: важное нужно вынести или в начало, или в финал, чтобы слушатель его запомнил.

В призерах хакатона по кейсу Telegram вместе с Юрием Никулиным – менеджер по техническому управлению программного обеспечения из США в компании Marvell Technology Анируддха Патил (Aniruddha Patil), у него первое место, на третьем - руководитель направления рекомендаций и поиска в российском онлайн-кинотеатре OKKO Екатерина Шульгач. Тот случай, когда гордишься конкурентами.

«
«Хакатоны - это не страшно, - говорит Юрий Никулин, - нужно лишь показать свою экспертность и решить проблему. Считаю свое «серебро» «золотой серединой»: результат показывает, что мне есть куда расти профессионально. Ну и как бонус – хакатон повысил мою уверенность в своих силах, в своей конкурентоспособности на мировом рынке».
»

Как запомниться рекрутеру

Цифровому сектору российской экономики не хватает людей и идей, утверждают эксперты отрасли. На 2023 год только на портале хакатоны.рф уже сейчас заявлено более 40 «марафонов для хакеров» в самых разных областях – от нефтедобычи и медицины до ИИ. Компании на таких соревнованиях находят не только быстрое и эффективное решение своих бизнес-задач, но и талантливых специалистов, способных это сделать. Для участников же хакатоны ценны тем, что дают возможность протестировать свою экспертность, прокачать свой профессиональный уровень, а кроме того - шанс представить свои идеи и найти инвесторов для start-up, а может быть и «работу мечты». Юрий Никулин уверен, что разработанный им продуктовый подход в SEO применим даже в рекрутинге и поиске вакансий.

  • Продуктовый подход в SEO, созданный Юрием Никулиным, подразумевает единовременное решение задач бизнеса и пользователя. SEO Product manager — это связующее звено между SEO-специалистами и командой продукта. Специалист в центре всех событий и вступает в процесс создания продукта еще на уровне идеи.

Так как же применить продуктовый подход на хакатоне, чтобы получить долгожданный оффер от работодателя или инвестора? Несколько практических советов от Юрия Никулина: рассказывать о своем опыте не задачами, а историями. Сторителлинг больше вовлекает слушателя. Перед встречей с потенциальным работодателем проводить аудит той сферы, в которую вы хотите попасть в интересующей вас компании. Это продемонстрирует вашу заинтересованность, осведомленность. А если вы дадите пару инсайтов работодателю, то он вас точно запомнит. Большим плюсом в самопрезентации перед нанимателем будут также собственные общественно значимые проекты, которыми человек `наводит порядок на своей планете`, формирует и развивает и профессиональное сообщество, и общество в целом.

«
«И еще важный момент для соискателя, - делится Юрий Никулин, - иметь внутренний стержень и быть открытым к критике. В мою команду, например, я не нанимаю людей, которые соглашаются с моим мнением и не подвергают его критической оценке. Но критика подразумевает ответные предложения: `критикуешь - предлагай` и бери на себя ответственность за свои решения».
»

Принцип команды

Burning Heroes РМ 2023, в котором Юрий Никулин взял свое продакт-менеджерское «серебро», был хакатоном соло: решение кейсов предполагало только идею и стратегию ее реализации, и их предлагали амбициозные продакты в одиночку. Единственная помощница, рассказывает Юрий, - это собственная нейронка на рабочем компьютере, которая собирала и обрабатывала данные для аналитики. Однако любая идея, по его опыту и в качестве участника, и в качестве эксперта хакатонов, ничего не стоит, если нет команды. Как руководитель поисковой оптимизации в Департаменте информационных технологий г. Москвы, Юрий направляет работу группы из трех senior-лидов, которые драйвят направления и коммуницируют с командами других направлений: разработки, продакта и т.д. Позиция senior уже предполагает самостоятельность в решениях и ответственности за них, но этого мало. Еще два важных принципа, по мнению Никулина, при построении сильной и эффективной команды - это осознанность и сотрудничество. Осознанность выражается в умении отдавать себе отчет в каждом своем действии и анализировать собственные ошибки, а сотрудничество вообще служит фундаментом совместного успеха.

«
«Сотрудничество - больше чем принцип, это для меня ценность. Как говорится, хочешь идти быстро - иди один, хочешь идти далеко - идите вместе. Сотрудничество дает понять, насколько важны коммуникации, дипломатия и порой терпение».
»

Развитию коммуникаций в профессиональной среде посвящены ближайшие проекты Юрия Никулина. Во-первых, он планирует провести первый в России meet-up по продуктовому подходу в SEO и сделать его постоянным. Такого рода ивенты обычно собирают до ста человек, длятся 4-5 часов и созываются больше для общения и атмосферы нетворкинга. Во-вторых, готовится к выпуску разработанное Юрием Никулиным расширение-приложение SEO ALL STARS для браузера Google Chrome, которое уже сейчас можно признать уникальным. Расширение сможет видеть сайты глазами поисковых систем. Оно поможет ускорить работу SEO-специалиста: благодаря тому, что все необходимые SEO-метрики собраны в одной экосистеме, отпадает надобность «прыгать» от сервиса к сервису. В дальнейшем разработчик планирует превратить приложение SEO ALL STARS в пространство для SEO-специалистов, где они смогут решать любые профессиональные задачи, а значит, плотнее и результативнее коммуницировать.

А в октябре Юрий Никулин проведет специализированную секцию «Продуктовое SEO» в рамках конференции Optimization-2023, крупнейшей в России практической конференции о продвижении бизнеса в информационном пространстве. Начавшись в 2009 году как конференция исключительно для SEO, она превратилась в международное событие в мире маркетинга, в ходе которого задаются тренды на ближайшее будущее. На Optimization-2023 основными темами дискуссий организаторы заявили импортозамещение и продуктовый подход в SEO.

«
«Технологии, конечно, делают нас независимыми, совершенствуют нашу природу и облегчают жизнь, - говорит автор основной дискуссионной темы Юрий Никулин. - Но ни одна из программ, приложений, идей - вообще всего, что мы придумываем - не имеет смысла без человека. Человеку в конечном итоге нужен человек. Это и есть продуктовый подход: помоги человеку решить его проблему, и в выигрыше останутся все».
»

Автор: Николай Прокофьев