2015/04/08 16:06:40

Экономика Испании

Эта статья постоянно обновляется. Добавьте ее в закладки и всегда будьте в курсе новых данных по экономике Испании.

Содержание

ВВП

Основная статья: ВВП Испании

ВВП и инфляция в Испании 2000-2016 гг
  • 2017 — +3,1%
  • 2016 — +3,2%
  • 2015 — +3,1%
  • 2014 — +1,4%
  • 2013 — −1,2%
  • 2012 — −1,6%
  • 2011 — +0,1%
  • 2010 — −0,3%
  • 2009 — −3,57%
  • 2008 — +0,9%
  • 2004 — +2,6% (€798,67 млрд)

Торговый баланс

Основная статья: Экспорт из Испании

Финансовая система

Госдолг: 1,095 трлн, что больше ВВП впервые с 1909 года

Долгое время Испания выглядела образцовой с точки зрения государственных финансов страной Евросоюза. Ее госдолг составлял не более 45 процентов ВВП, а бюджеты верстались либо с профицитом, либо со скромным на фоне соседей дефицитом. За время кризиса 2008-2009 гг долг подскочил до 70 процентов ВВП, а тяжелейшая ситуация в экономике привела к тому, что в 2012 году инвесторы не хотели одалживать испанцам деньги.

В конце мая 2012 года ставки по 10-летним облигациям Испании достигли 6,5 процента годовых, что крайне близко к точке невозврата на пути к дефолту. Более того, разница в доходности со считающимися образцовыми немецкими облигациями составила более 5 процентных пунктов - абсолютный рекорд. Такие цифры еще сильнее пугали инвесторов, что затрудняло для страны возможность выйти на международные рынки заимствований[1].

В августе 2012 года возникла позитивная тенденция – задолженность государственных администраций сократилась более чем на 8,8 млрд евро. Положение вновь изменилось к худшему в апреле 2013 года.

В первые семь месяцев 2013 года размер государственной задолженности Испании достиг рекордной отметки в 947,184 млрд евро. Это 92,6% от объема ВВП страны, сообщил в сентябре Банк Испании[2].

Размер задолженности на 1% превышает прогнозы правительства страны на весь год (91,6%). В июле 2013 размер госдолга вырос в третий раз подряд. В среднегодовом выражении к июлю 2013 года госдолг вырос на 17,8% по сравнению с первыми 7 месяцами 2012 года, когда его размер составлял 803,875 млрд евро.

В июне 2014 года госдолг Испании впервые превысил 1 трлн евро [3]. Госдолг Испании составляет 98,4% ВВП, он увеличился почти в три раза за годы кризиса. В 2007 году этот показатель составлял всего 33,6% ВВП. Испанское правительство прогнозирует, что в этом году государственный долг Испании вырастет до 99,5% ВВП.

Во втором квартале 2014 года суммарный размер долга испанских государственных администраций побил новый рекорд и составил 1,012 трлн евро, что эквивалентно 98,9% от объема ВВП. Как сообщает Банк Испании, эта цифра выросла на 1,6% по сравнению с предыдущим кварталом. На размер задолженности серьезно повлияла смена методологии: впервые были применены критерии новой европейской системы SEC 2010, запущенной 1 сентября 2014 года. Из-за этого размер госдолга существенно вырос. Банк Испании отмечает, что при использовании нового метода выросло число учреждений, которые попали в категорию государственных администраций.

В августе 2014 года госдолг Испании вырос на 3,685 млрд евро и превысил 1 трлн 10 млрд евро, или 98,6% ВВП. Об этом сообщил Банк Испании. В месячном выражении госдолг в августе вырос на 0,36%, а по сравнению с тем же периодом прошлого года – на 6,13%. Таким образом, после небольшого снижения в июле 2014 года государственный долг Испании в августе вернулся к росту и приближается к намеченному на конец 2014 года показателю в 99,5% ВВП. С начала экономического кризиса в 2008 году госдолг Испании вырос с 437 млрд евро (40% ВВП) до 1,01 трлн (98,6% ВВП). Представители Еврокомиссии и ЕЦБ указали Испании на слишком большой госдолг и предложили властям страны уменьшить долю заемного капитала.

С тех пор как Марио Рахой пришел к власти в результате выборов в ноябре 2011 г., государственный долг Испании рос более высокими темпами, чем в любой другой период после правления Франко.

К сентябрю 2015 года общий долг страны вырос на 590 млрд евро, или 30 процентных пунктов, за последние три с половиной года, с тех пор как правительство ввело меры жесткой экономии.

По итогам 2015 года размер госдолга Испании на душу населения вырос до 23 332,44 евро в соответствии с данными Международного валютного фонда. Общий размер госдолга достиг 1,082 трлн евро (+5%), что эквивалентно 98,6% ВВП. В период с 2008 по 2015 год этот показатель увеличился на 145%, а его доля в соотношении с объемом ВВП выросла с 39,4% до 98,6%.

По данным EAE, странами ЕС с самым высоким уровнем долга в соотношении с ВВП оказались:

  • Греция (196%),
  • Италия (133%),
  • Португалия (127%),
  • Бельгия (106%),
  • Кипр (106%) и
  • Ирландия (100%).

Самые низкие показатели в этом смысле были зафиксированы в:

  • Эстонии (10,7%),
  • Люксембурге (22,7%),
  • Болгарии (28,6%),
  • Латвии (37,7%) и
  • Литве (38,7%).

В марте 2015 года госдолг Испании достиг 1,095 триллиона евро, что превышает ВВП страны. Об этом свидетельствуют данные Банка Испании. Целевой показатель правительства обозначен - 98,2% ВВП. Это первый случай с 1909 года, когда долг превысил ВВП страны[4]. У правительства есть график погашения госдолга. Правительство планирует начать сокращение госдолга с 2016 года, с уровня 99,1% от ВВП до 96% в 2019 году.

Дефицит бюджета

Дефицит бюджета Испании по итогам 2013 года с учетом финансовой помощи, оказанной испанским банкам, составил 7,1% ВВП. Это окончательные данные, озвученные в апреле 2014 года европейским статистическим агентством Eurostat.

Таким образом, Испания занимает четвертое место в Европе по этому показателю. На первом месте оказалась Словения с 14,7% ВВП, на втором – Греция с 12,7%, на третьем – Ирландия с 7,2%.

Без учета помощи финансовому сектору Испании дефицит бюджета составил 6,6%[5].

Кредитный рейтинг

2014

В феврале 2014 года рейтинговое агентство Moody's повысило на одну ступень кредитный рейтинг Испании – с уровня "Baa3" до "Baa2". Прогноз по рейтингу улучшен до «позитивного».

Свое решение в Moody's объясняют положительными изменениями в испанской экономике, успешно проведенными реформами, оздоровлением финансового сектора страны. В частности, в агентстве выделяют преобразования в пенсионной системе, на рынке труда. Все это, по мнению аналитиков, способно обеспечить Испании еще больший экономический рост в среднесрочной перспективе.

2013

В июне 2012 года агентство Moody's снизило рейтинг сразу на три ступени – до уровня `Baa3`.

В июне 2013 года агентство Standard & Poor’s подтвердило суверенный рейтинг Испании на уровне «ВВВ-». Прогноз – «негативный». В пресс-релизе S&P отмечается, что сохранение рейтинга на этом уровне обусловлено диверсификацией испанской экономики и экономическими реформами, проводимыми властями страны. С другой стороны, давление на рейтинг оказывает высокий уровень безработицы и другие последствия кризиса. Аналитики агентства не исключают снижения рейтинга в течение 12-16 месяцев в случае значительного ухудшения экономической ситуации в стране.

«Мы считаем, что Испания продолжает уверенно идти по пути всеобъемлющих реформ – бюджетных и структурных», - говорится в заявлении S&P.

В начале декабря 2013 года агентство Moody's улучшило прогноз по рейтингу Испании с «негативного» до «стабильного».

Бюджеты провинций

2012: Каталония просит о помощи

В середине мая 2012 года с просьбой о помощи к правительству страны обратилась Каталония. Выяснилось, что в ближайшее время провинции нужно рефинансировать 13 миллиардов евро, а в казне на это нет ни гроша. Между тем, Каталония является самым развитым регионом в стране, а ее ВВП составляет почти четверть от общеиспанского. Все это не помешало возникновению сильнейшего бюджетного кризиса, который теперь придется как-то разрешать Мадриду.

Испания сильно децентрализованная страна. В особенности это касается финансовых взаимоотношений. Поэтому небольшой долг федерального правительства не означает, что с государственными обязательствами в стране все в порядке. Это лишь говорит о том, что значительная часть долгов висит на бюджетах областей.

И если уж о помощи просит богатая и преуспевающая Каталония, дела действительно плохи. Всего же в 2012 году регионам предстоит рефинансировать 35,7 миллиарда евро, и по первым сведениям (которые в Испании очень часто приходится корректировать в сторону повышения) дефицит составляет более 15 миллиардов[1].

2013: Долг автономий ставит рекорд - 193 млрд евро

Во II квартале 2013 года размер задолженности испанских автономий достиг 193,296 млрд евро, что на 14,84% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Эта цифра стала самой высокой за всю историю.

Самые значительные задолженности в соотношении с объемом ВВП были зафиксированы в Валенсии (29,4%), Каталонии (26,2%) и Кастилии – Ла-Манче (28,9%). Средний показатель по регионам составляет 18,9%. Наименьшим объем долга оказался на Канарских островах (11,7%), в Мадриде (12,1%) и Астурии (12,2%).

В Каталонии, Валенсии, Мадриде и Андалусии сконцентрирована самая значительная часть долга автономных правительств – 53,6% от общего объема. Так, размер долга Каталонии достигает 51,779 млрд евро, Валенсии – 29,235 млрд евро, Мадрида – 22,663 млрд и Андалусии – 21,251 млрд. В случае последней автономии долг составляет 15,2% от ее ВВП.

За ними в списке следуют Кастилия – Ла-Манча (10,385 млрд евро), Галисия (9,397 млрд евро), Страна Басков (8,279 млрд), Кастилия и Леон (8,022 млрд), Балеарские острова (5,889 млрд) и Арагон (5,133 млрд).

Рейтинг замыкают Канарские острова (4,839 млрд), Мурсия (4,801 млрд), Наварра (3,23 млрд), Астурия (2,683 млрд), Эстремадура (2,494 млрд), Кантабрия (2,112 млрд) и Риоха (1,104 млрд).

Среди местных администраций самый серьезный долг был обнаружен у мэрии Мадрида – 7,389 млрд евро. За ней следует городской совет Барселоны с показателем в 1,129 млрд[6].

2014: Наращивание долгов

За 2014 год региональные правительства Испании увеличили свой долг на 27 млрд евро, при том, что на конец 2014 г. общий уровень долга составил 236 млрд евро, что эквивалентно 22,4% ВВП[7].

Как предупреждает издание El Economista, Испания состоит из множества маленьких Греций. Разрешению проблемы не помогает и тот факт, что самые слабые с экономической точки зрения регионы являются рассадниками коррупции. Например, Валенсия, которая является самым коррумпированным регионом Испании, была оштрафована Брюсселем за "манипуляции с бюджетом".

Размер долга во втором квартале 2014 года вырос в 11 автономных сообществах. Наибольшая его часть приходится на долю Каталонии, Валенсии, Мадрида и Андалусии (64,9% от общей суммы).

  • Так, в Каталонии он составляет 61,863 млрд евро,
  • в Валенсии – 34,782 млрд,
  • в Андалусии – 26, 548 млрд и
  • в Мадриде – 25,018 млрд евро.
  • За ними следуют Кастилия – Ла-Манча (12,341 млрд),
  • Галисия (9,911 млрд),
  • Страна Басков (9,524 млрд),
  • Кастилия и Леон (9,393 млрд),
  • Балеарские острова (7,586 млрд),
  • Мурсия (6,367 млрд),
  • Арагон (6,131 млрд),
  • Канарские острова (5,462 млрд),
  • Астурия (3,402 млрд),
  • Наварра (3,366 млрд),
  • Эстремадура (2,904 млрд),
  • Кантабрия (2,356 млрд) и
  • Риоха (1,306 млрд евро).

Среди органов местного самоуправления самым крупным должником оказалась мэрия Мадрида с суммой в 6,923 млрд евро. В случае Барселоны этот показатель составляет 1,011 млрд.

2015: Валенсия - антилидер по соотношению госдолга и ВВП

По итогам 2015 года в пятерку регионов, где государственный долг оказался наиболее внушительным в соотношении с ВВП, вошли:

  • Валенсия (41%) - долг 41,752 млрд евро,
  • Кастилия – Ла-Манча (35%),
  • Каталония (35%) - долг 72,274 млрд евро,
  • Балеарские острова (30%) и
  • Мурсия (27%).

Наименьшая задолженность была зафиксирована в:

  • Мадриде (13%) - долг 27,645 млрд евро,
  • Стране Басков (14%),
  • на Канарах (15%),
  • в Риохе (17%) и
  • Астурии (18%)[8].

Суммарный объем государственного долга испанских автономий в 2015 году вырос до 261,268 млрд евро, что составляет 24% от общего размера государственного долга. За год этот показатель вырос на 10,3%. 66% долга приходится на долю Каталонии, Валенсии, Андалусии и Мадрида (72,274, 41,752, 31,365 и 27,645 млрд евро соответственно). Наименьшая задолженность существует у Риохи (1,435 млрд), Кантабрии (2,69 млрд), Наварры (3,321 млрд), Эстремадуры (3,576 млрд) и Астурии (3,876 млрд).

Ограничения на расчеты наличными

Испанское правительство видит возможность победы над теневой экономикой и отмыванием денег в ограничении расчетов наличными. Недавно принятый закон (февраль 2014) устанавливает максимальные пределы платежей «живыми деньгами»: 2.500 евро, если плательщиком выступает резидент Испании и 15.000 – если частное лицо, резидентом пиренейского королевства не являющееся.

Превышение указанных лимитов карается штрафом в размере до 25% от общей суммы сделки. Причем наказанию может быть подвергнуть не только тот, кто платит, но и тот, кто принимает деньги. Каждому работнику государственных предприятий вменяется в обязанность заявлять об известном им нарушении этого закона. В случае, если оповещение о несоблюдении принятых норм расчетов наличными поступило в налоговую от одного из участников операции, донесший от ответственности (в том числе и финансовой) освобождается.

Штрафные санкции и преследование нарушителей могут иметь место если заявление в налоговые органы поступило не позднее, чем через три месяца после даты сделки.

По мнению главы налогового министерства Кристобаля Монторо, как подчеркивает АВС, при существующем обороте средств на теневом рынке в Испании, поступления от штрафов за нарушение правил платежей по операциям может составить 22,5 миллиарда в год[9].

Поставки энергоносителей

По данным на начало 2015 года на долю Алжира пришлось 62% всего природного газа, который импортирует Испания. Об этом говорится в отчете испанской Корпорации стратегических запасов и нефтепродуктов. На африканские энергоносители приходится 64% всего газа, потребляемого Испанией. 17% поставляют Европа и Евразия, 10% - Средний Восток, а 9% - Америка.

Иностранные инвестиции

Основная статья: Иностранные инвестиции в Испании

Экономика семьи

Стоимость жизни в Испании

Основная статья: Стоимость жизни в Испании

По итогам 2014 года уровень цен в Испании на товары и услуги повседневного спроса был немного ниже среднего по странам ЕС.

Подробнее в отчете Eurostat.

Безработица

Основная статья: Безработица в Испании

Зарплаты в Испании

Основная статья: Зарплаты в Испании

Состоятельный класс в Испании

Уровень финансового благосостояния испанских семей, то есть разница между их накоплениями и имеющимися кредитами, в конце 2013 года впервые с начала кризиса в 2006 году превысил отметку в 1 трлн евро. Этот показатель составил 1,044 трлн евро.

По данным Банка Испании, уровень финансового благосостояния испанских семей в 2013 году вырос на 25,6% - в конце 2012 года он составлял 831,473 млрд евро. Объем активов граждан – наличных средств, акций, депозитов и т.д. – к концу 2013 года достиг 1,891 млрд евро, что на 9,1% больше, чем годом ранее. Этот показатель стал самым высоким с 2007 года.

На октябрь 2013 года число состоятельных испанцев по-прежнему растет. По данным доклада, подготовленного швейцарским банком Credit Suisse, Испания заняла восьмое место в мире по темпам роста числа людей, увеличивших свое состояние до 1 млн долларов и более (740 121 евро). Если в середине 2012 года в стране насчитывалось 355 тыс. долларовых миллионеров, то на октябрь 2013 эта цифра составляет 402 тыс.

Основной причиной данного явления эксперты называют рост биржевой стоимости акций, в которые состоятельные испанцы вкладывают средства чаще всего. За последний год она выросла на 16,2%. Даже снижение цен на недвижимость (-7,9%) не помешало состояниям 1% богатых граждан страны вырасти в середине 2013 года. Аналитики Credit Suisse считают, что во многом значительный рост прошлого года компенсирует серьезные потери предыдущего периода.

Вопреки заявлениям министра финансов Монторо, данные Национального института статистики (INE) свидетельствуют о серьезном падении заработной платы: за последний год она уменьшилась примерно на 5%. Средний годовой размер оплаты труда в Испании не превышает 15 500 евро. Впрочем, некоторые секторы явно пострадали от кризиса в меньшей степени – высокопоставленные руководители компаний, входящих в состав группы IBEX 35, стали зарабатывать на 7,6% больше – около 562 000 евро в год.

Бедность в Испании

Основная статья: Бедность в Испании

Бизнес в Испании

Основная статья: Бизнес в Испании

Отрасли экономики

Аэропорты

За 2013 год испанские аэропорты приняли 187,36 млн пассажиров, 129 млн из которых были иностранцами. По числу иностранце аэропорты Испании побили собственный рекорд, однако общее число пассажиров уменьшилось на 7 млн человек по сравнению с показателем 2012 года[10].

Рыбная промышленность

В 2014 году Испания экспортировала 157 тыс. тонн рыбных консервов и морепродуктов. Это больше, чем любая другая страна Европы, отмечают в Национальной ассоциации производителей рыбных консервов и моллюсков. На консервированный тунец приходится 67% всего экспорта. На кальмаров и каракатиц - еще 16%. В рыбной промышленности в Испании заняты 25 тыс. работников[7].

Экономическая история

1980-е: Чудесное преображение

В начале 1980-х Испания была бедной аграрной страной с архаичной экономикой. Кое-где сохранялись пресловутые "пережитки средневековья" и натуральное хозяйство. Значительная часть испанцев была вынуждена искать лучшую долю в более успешных странах, вроде Франции, ФРГ и Швейцарии[1].

Однако членство в Евросоюзе помогло кардинально изменить ситуацию. Щедрая помощь из Брюсселя и открытие европейских рынков поддержало промышленность, субсидии обеспечили подъем и модернизацию сельского хозяйства. Наконец, в страну хлынул поток туристов, а вместе с ними - миллиарды дойчмарок, франков, фунтов, а затем и евро.

1993: Экономический кризис

Один из наиболее тяжелых моментов экономической истории Испании пришелся на 1993 год.

Стремительное развитие японского финансового пузыря в 1990 году с отягчающими последствиями Войны в Персидском Заливе, сильно отразившихся на ценах нефтепродуктов, в значительной степени повлияли на инфляцию и в начале 1990-х поместили экономику развитых стран на стадию кризиса.

Из-за крупных государственных расходов на проведение больших мероприятий мирового значения, таких как Университетская Выставка 1992 года в Севилье (с построением развитой транспортной инфраструктуры — скоростной железной дороги и автотрассы Мадрид-Севилья), Олимпийские Игры 1992 года в Барселоне и проект Испасат (оператор испанской спутниковой связи), на территорию Испании последствия кризиса пришли несколько позже. После таких масштабных инвестиционных предприятий со стороны Правительства во главе с Фелипе Гонсалесом на государственных счетах был зарегистрирован крупный долг, а уровень безработицы, в тот период уже высокий по причине приостановки производств, увеличился еще больше.

Во втором триместре 1992 года индекс ВВП Испании сократился на 1,1%. Прирост внутреннего валового продукта так и держался отрицательных или нулевых показателей и лишь в третьем триместре достиг +0,9 %.

Постоянный спад производства породил значительный уровень безработицы, возросший от 16% до 24% (так, к концу ноября 1993 число безработных граждан Испании составляло 3.545.950), непредвиденный спад прибыли и вкладов со стороны коммерческих организаций, приближавшийся к 30 триллионам песет объем государственного долга, индекс ВВП, равный 68%, и дефицит бюджета, превышавший ВВП на 7%.

Макроэкономические показатели
Испания
Год ВВП Безработица
1990 +3,8 % 16,1 %
1991 +2,5 % 16,93 %
1992 +0,9 % 20,3 %
1993 -1,03 % 23,9 %
1994 +2,4 % 24,1 %
1995 +2,8 % 22,9 %
1996 +2,4 % 22,1 %
1997 +3,9 % 20,6 %

Кризис осложнился сильнейшей за 20 век на территории Испании засухой, наиболее тяжелый момент которой пришелся на 1995 год. Этот период отсутствия каких-либо осадков в наибольшей степени отразился на центральной части полуострова, особенно на Андалусии, где большинство муниципалитетов переживало резкое сокращение объемов водоснабжения, а вместе с тем огромные потери в сельскохозяйственном секторе.

13 мая 1993 года, в «черный четверг», Правительство Испании было вынуждено снова объявить о девальвации песеты, в этот раз на 8%. За девять месяцев это стало третьим понижением стоимости национальной валюты: предыдущие пришлись на 16 сентября 1992 и на 21 ноября того же года на 5% и 6% соответственно. Сентябрьская девальвация произошла в так называемую «Черную среду» 1992 года, в тот же день Великобритания, Италия и Португалия обесценили свои государственные валюты, причем первые две были вынуждены изъять деньги из Европейского механизма валютных курсов.

Усердие, с которым экономические и финансовые представители Испании боролись за ценность песеты на денежных рынках, согласно официальным данным Банка Испании, обернулось потерей 3,2 миллиардов. В тот же день Национальный Институт Статистики опубликовал Опрос экономически активного населения за первый триместр 1993: в Испании насчитывалось 3.300.270 безработных. Это означало, что за период с 1991 года, когда появились первые признаки кризиса, экономика Испании лишилась 750.000 работников. Такой уровень безработицы поместил Испанию во главу стран Европейского экономического сообщества по отношению безработных граждан к экономически активному населению. Национальный Институт Статистики в этот «черный четверг» заявил, что рост инфляции, несмотря на небольшое замедление, останавливаться не будет.

На этой стадии кризис имел еще одну неприятную отличительную особенность: бюджетный дефицит к тому времени уже вырос на 1,7 триллионов песет, тогда как ожидаемым за весь год было увеличение на 1,4 триллиона. Чтобы закрыть бюджетную дыру государство расходует еще 1,5 миллиардов песет, иными словами, 7.037 миллионов песет в день, начиная с 1 января.

8 октября 1993 года Совет Министров принял Финансовый Закон, в соответствии с которым позволялось сократить размер пособий по безработице для граждан, не имевших детей, со 100% до 75% от минимального размера оплаты труда.

В 1994 безработица достигла своей максимальной отметки — 24,1 %; начиная с этого момента занятость населения начала увеличиваться.

1995: Начало восстановления экономики

Рецессия 1994 года с индексом ВВП 2,4% для Испании осталась позади, сменившись 1995 годом с показателем 2,8%. За эти годы в стране было трудоустроено 400.000 человек, уровень безработицы понизился до 22%.

Тем не менее Правительству пришлось столкнуться с новой проблемой — расходы на социальное обеспечение, включавшие пособия по безработице, пенсионные и медицинские выплаты. В 1995 году впервые система социального страхования Испании испытала дефицит, зарегистрировав сумму расходов, превышавшую поступления. Для решения проблемы 6 апреля 1995 Конгресс Депутатов подписал Пакт Толедо, в котором предлагалась серия реформ системы социального страхования, в том числе прекращение финансирования из единого источника пенсий и здравоохранения, причем для последнего предполагалось использовать средства госбюджета.

Однако, 26 октября 1995 на заседании Конгресса бюджет государства на 1996 год утвердить не смогли: Конвергенция и Союз проголосовал против его принятия, нарушив соглашение о сотрудничестве в области законодательства, ранее заключенное с Испанской Социалистической рабочей партией. Не достигнув соглашения, величину нового госбюджета оставили прежней — утвержденной на текущий год. Следует отметить, что именно после этого заседания Филипе Гонсалес, осознав потерю поддержки Парламента, был вынужден отсрочить предстоящие выборы, перенеся дату их проведения на 3 марта 1996 года.

Пакт Толедо слишком поздно вступил в силу — лишь в 1997; а в течение 1996 кризис социального обеспечения продолжался, несмотря на то, что в тот год был зафиксирован рост ВВП на 2,4% и создано почти полмиллиона рабочих мест. В декабре 1996 недавно избранное Правительство Хосе Мария Аснара прибегло к частному финансированию дополнительных пенсионных выплат к окончанию года.

1997: Конец кризиса и расцвет экономики

Во избежание повторения событий предыдущих годов Правительство Хосе Марии Аснара 15 июля 1997 создало Резервный Фонд Социального Страхования — «копилку пенсий» для сбора излишков, отмечаемых ежегодно в системе социального страхования. Функционирование самой системы стало менее проблематичным после вступления в силу Пакта Толедо, так как расходы на здравоохранение, которые до той поры составляли 15% ее расходов, больше не входили в перечень денежных обязательств, ответственность за которые она несла.

С 1997 года в Испании наступает непрерывный, продлившийся более 10 лет период, который охарактеризовался бурным расцветом экономики с показателями роста, стабильно превышавшими средние по Европе. Изменения в модель экономического развития были разработаны министром экономики от Народной партии Родриго Рато. В отличие от программы активных государственных инвестиций предыдущего Правительства Народная партия претворила в жизнь проекты приватизации государственных компаний (таких, например, как Аргентария, Telefonica, Эндесса, Repsol) и создания большого числа рабочих мест. Трудоустройство стало возможным благодаря развитию строительной отрасли, что, однако, породило задолженность частного сектора и спекуляцию в сфере недвижимости — основные причины экономического кризиса 2008 года.

2000-е: Пузырь на рынке недвижимости

Еще в 1980-е годы стартовал феномен под названием "бум испанской недвижимости". Сходные явления существовали в тот период в большинстве развитых или полуразвитых стран мира, но Испания стала случаем уникальным. С 1985 по 2007 год цены на недвижимость подскочили более чем в три раза. Первоначальный подъем дал толчок системе ипотечного кредитования, а она в свою очередь стала раскручивать спираль роста еще сильнее. Кредиты, зачастую субсидируемые государством, помогли подавляющему большинству испанцев обзавестись своими домами (съем жилья в стране - явление весьма редкое). "Вилла в Испании" стала обязательным атрибутом успеха как для английского банкира, так и для российского бизнесмена или чиновника.

Строительный бум потянул за собой и другие секторы экономики. Особенно расцвел банковский сектор, активы которого исчислялись триллионами евро. Кредитные организации открывались в самых глухих деревнях, а жизнь в долг стала нормальным признаком принадлежности к среднему классу. Но дело ограничивалось не только финансами. Взять, к примеру, сферу дорожного строительства. В 1970-х об испанских дорогах можно было сказать что-то хорошее только из политкорректности, в 2012 году автомобильная сеть в стране - одна из самых продвинутых и высокоразвитых на континенте.

Все шло прекрасно, и даже кратковременные экономические спады в начале и середине 2000-х годов не могли поколебать эту историю успеха в рамках целой страны. К 2007 году по ВВП на душу населения Испания сравнялась с ключевыми игроками еврозоны - Германией и Францией. В уверенности, что развитие является поступательным и вечным, испанские власти постоянно смягчали требования к банковскому сектору, впрыскивая еще и еще топлива в двигатель экономического бума. Позднее, кстати, стало известно, что практически все члены парламента страны были средними и крупными инвесторами в недвижимость, а иные владели 20 домами и более.

2008-2009: Крах цен на недвижимость, безработица 20%

Разочарование наступило с началом глобального финансового кризиса 2008 года. Как и во всем мире, цены на недвижимость рухнули. Интерес у полностью затаренных клиентов к покупке домов упал.

Те же самые процессы затронули и нежилой сектор недвижимости, так что десятки и сотни тысяч проектов по всей стране были прекращены и заморожены "до лучших времен". Строительный сектор встал.

Кризис нанес страшный удар в первую очередь по рынку труда. За считанные месяцы количество безработных в стране удвоилось и к 2009 году достигло (впервые в истории страны) 4 миллионов человек. Речь идет, заметим, лишь об официально зарегистрированной безработице, которая ни в одной стране полностью картину на рынке не отражает. Уровень безработицы перевалил за 20 процентов и стал самым высоким в развитом мире. Среди молодежи работы и вовсе лишился каждый второй.

Но вот финансовый сектор на первых порах все это пережил. Массового банкротства и национализации удалось избежать - но лишь благодаря тому, что правительство страны помогло финансистам запихать свои проблемы "под ковер". Банки с разрешения регуляторов продлевали безнадежные кредиты, продолжали держать давно не работающие активы в качестве перспективных.

2010-2012: Кризис финансовой системы

Первые сигналы последовали еще в 2010 году, когда серьезнейшие трудности стали испытывать так называемые "кахи", региональные сберегательные банки. Выяснилось, что они находятся буквально по уши в плохих кредитах, а между тем на них приходилось большая часть вкладов испанцев. Острый кризис кое-как замяли масштабной программой объединения и поглощения этих банков, однако в итоге вместо множества малых больных мест получили несколько больших.

25 ноября 2012 г. El Pais писала, что итоговая сумма помощи, которую ЕС предоставит испанским банкам, составит 40-42,5 миллиарда евро. Из них 37 миллиардов потратят на рекапитализацию национализированных банков, 2,5 миллиарда долларов будет направлено в капитал Sareb, остальные 2-3 миллиарда евро могут быть потрачены на помощь другим финорганизациям. Первые 35 миллиардов евро, по информации издания, будут направлены Мадриду в середине декабря 2012 г в обмен на масштабные увольнения в национализированных банках.

Подробнее о банковской системе Испании см. статью "Банки Испании".

Сокращение ВВП

По итогам 2012 года ВВП страны упадет на 1,5-1,7 процента. К росту экономика должна вернуться только к 2014 году (прогноз июля 2012 г).

Во втором квартале 2012 года испанская экономика сократилась на 0,4% (данные Национального института статистики страны). Предыдущий квартал также был для испанского ВВП отрицательным - тогда спад составил 0,3 процента[11].

Первоначально правительство предполагало, что в апреле-июне 2012 г. экономика вернется к росту, но этого не произошло. Статистики в качестве главной причины ускорения спада называют сокращение внутреннего спроса, составившее 3,2%.

Программа экономии, предполагающая резкое сокращение госрасходов и повышение налогов, также не способствует росту в стране.

Image:ВВП_и_безработица_в_Испании_1998-2012.JPG

Сотрудничество с Россией

Основная статья: Сотрудничество России и Испании

Примечания