2014/10/15 15:06:07

Правила работы СМИ в России

.

Содержание

Цитирование материалов других СМИ

Согласно закону использование объектов авторского права в коммерческой деятельности возможно только на основании возмездного договора, заключенного с их автором или иным правообладателем.

В отношении текстов существует одно исключение: без согласия автора (правообладателя) и без выплаты вознаграждения допустимо цитирование ранее обнародованных текстов с информационной целью (в объеме, оправданном целью цитирования; на практике это не более 20-30%). Обязательное условие – дословность цитаты + указание источника и автора (если имя автора было указано в цитируемом материале). Полная перепечатка не является цитированием.

При цитировании ссылка на источник цитирования либо источник данных должна непосредственно сопровождать цитату либо данные, т.е. указываться в предложении либо абзаце, содержащих цитату. Ссылка на источник табличных данных, графиков и т.п. должна размещаться непосредственно после либо до соответствующего графика, таблицы.

Возможная ответственность за нарушение исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности:

  • взыскание убытков либо компенсации за нарушение исключительного права в размере в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей за каждый случай неправомерного использования произведений (т.е. за каждую фотографию, иллюстрацию, статью (заметку, текст));
  • публикация решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя;
  • ликвидация юридического лица по требованию прокурора в случае неоднократного либо грубого нарушения исключительного права.

О правоприменительной практике в России см: Авторское право в интернете

Когда можно публиковать фото человека

Согласно законодательству на май 2020 г обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) допускаются только с его согласия. При этом предусмотрены случаи, когда такое согласие не требуется:

  • изображение получено в местах, открытых для свободного посещения;
  • изображение получено на публичных мероприятиях;
  • другие случаи, указанные в статье 152.1 ГК РФ.

Как публиковать фотографии из интернета законно

Получить разрешение автора. Часто достаточно попросить разрешения использовать фотографии на сайте. Обычно авторы требуют указать их имя и ссылку на источник: блог, аккаунт в соцсети, сайт. Сохраняйте переписку, чтобы доказать правоту в случае разбирательства. Размещение фото без согласия владельца чревато нарушением закона.

Использовать фотографии без авторского права. Как правило, авторское право действует ограниченное время. В России оно заканчивается через 70 лет после смерти автора. Поэтому фотографии, картины, гравюры мастеров, живших вплоть до начала XX века, уже преимущественно свободны от авторских прав и относятся к общественному достоянию — как и любые фотографии или сканы таких произведений. Если фотограф снял картину «Девятый вал», у него нет прав на эту фотографию.Банковская цифровизация: ускоренное импортозамещение и переход на инновации. Обзор и рейтинг TAdviser 13.3 т

Действовать в рамках свободного цитирования. В законе указано правило свободного цитирования, которое разрешает использовать чужие произведения без согласия автора. Однако необходимо одновременно соблюдать три требования:

1. Использовать изображение в некоммерческих целях: научных, образовательных, информационных, культурных, критических.

2. Указывать автора и ставить ссылку на источник.

3. Цитировать в оправданном объеме.

Здесь есть нюансы. Например, вставлять в рецензию кадры из фильма можно, в рекламную брошюру — нельзя. Фотографии можно использовать для иллюстрации текста или в качестве примеров, а для усиления «художественного воздействия на читателя» — нет. Еще в законодательстве для фотографий не обозначен точно допускаемый объем цитирования, поэтому непонятно, можно использовать все фото без согласия человека из коллекции или только выборочно.

Брать фотографии с подходящими лицензиями. Есть два основных типа лицензии: при All Rights Reserved необходимо получать разрешение, а для Creative Commons оно не нужно. Фотографии по лицензии Creative Commons (CC) обычно и используют на сайтах. У нее есть несколько разновидностей:

  • Public Domain Dedication (CC0) — картинка относится к общественному достоянию. Можно делать все, что хотите;
  • CC Attribution (CC-BY) — разрешено использовать для любых целей и изменять изображение. Необходимо указать автора и источник;
  • CC Attribution — Noncommercial (CC-BY-NC) — можно использовать и изменять изображения только в некоммерческих целях и при указании автора и источника;
  • CC Attribution No Derivatives (CC-BY-ND) — можно только использовать картинку без изменений, указывая автора и источник;
  • CC Attribution Non-Commercial No Derivatives (CC-BY-NC-ND) — можно использовать при соблюдении трех условий: без изменений, для некоммерческих целей и с указанием автора и источника.

Также важно, что закон запрещает перерабатывать чужие фото без согласия автора, удалять их водяные знаки с фотографии или брать кусочек чужой картины.

В общем, лучше использовать свои собственные фотографии. Сделанное изображение другого человека можно использовать, если получено его письменное согласие. А в коммерческих целях фото другого человека может использоваться только при условии выплаты вознаграждения, если соглашением не предусмотрено иное.

Если фотограф не числится в штате, то нужно заключить с ним договор авторского заказа с отчуждением исключительных прав в вашу пользу и подписать акты выполненных работ. Желательно, чтобы он передал вам снимки в формате RAW и рабочие файлы. Это дополнительно подтвердит, что вы правообладатель. Если не хотите, чтобы фотограф использовал снимки для своих нужд, — пропишите это в договоре.

Если между вами и сотрудником заключен трудовой договор, а в его официальные обязанности входит фотосъемка, то права на созданные им фотографии автоматически переходят вам.

Как работать с журналистами

Угрозы журналистам - уголовное преступление

7 декабря 2011 года Президент России Дмитрий Медведев подписал закон, направленный на дальнейшую либерализацию Уголовного кодекса РФ. Закон, в частности, предусматривает введение уголовной ответственности за угрозы журналистам.

В частности, законом вводится уголовное наказание за воспрепятствование работе журналистов, соединенное с насилием над ними или их близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия.

Согласно документу, преступление будет наказываться принудительными работами на срок до 5 лет или лишением свободы на срок до 6 лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет[1].

Правила раскрытия источников информации

Согласно закону "О СМИ" (ст. 41):

"Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне".
"Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом".

Если издание не зарегистрировано как СМИ

Публикация персональных данных

Роскомнадзор имеет право ограничения доступа к сайту, неправомерно раскрывающему персональные данные. Ведомство требует удаления информации, не содержащейся в открытых источниках (например, ЕГРЮЛ) и грозит применением двух статей Кодекса РФ об административных правонарушениях (19.4 ч1 и 19.7).

Глава 19 (Административные правонарушения против порядка управления) на февраль 2016 года:

Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 125-ФЗ)

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, - (в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 125-ФЗ, от 27.10.2015 N 291-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, - (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 415-ФЗ, от 05.05.2014 N 119-ФЗ, от 05.05.2014 N 125-ФЗ, от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 24.11.2014 N 373-ФЗ, от 27.10.2015 N 291-ФЗ, от 28.11.2015 N 344-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

Что нельзя рекламировать в интернете

Основная статья: Что нельзя рекламировать в интернете

Блокировка сайтов СМИ

Основная статья: Блокировка сайтов и приложений в России

Учредитель СМИ и редакция

Права учредителя и смена учредителя

На апрель 2019 года учредитель СМИ вправе самостоятельно распоряжаться своими правами в отношении СМИ (учреждать СМИ, выступать соучредителем уже зарегистрированного СМИ, принимать решение о прекращении выпуска СМИ, выходить из состава учредителей и т.п.). В то же время Закон о СМИ предусматривает ограничения прав учредителя по распоряжению своими учредительными правами в отношении средства массовой информации.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу только с согласия редакции и соучредителей. В качестве третьего лица вправе выступать другой соучредитель, редакция либо иное лицо, отвечающее требованиям ст. 7 Закона о СМИ.

В соответствии со ст. 11 Закона о СМИ смена учредителя или изменение состава учредителей СМИ допускается лишь при условии его перерегистрации. В этом случае должны быть внесены соответствующие изменения в устав редакции и в договор между учредителем и редакцией (главным редактором).

Новый учредитель, которому переданы права и обязанности предыдущего учредителя, пользуется правами учредителя СМИ в полном объеме и исполняет все обязательства предыдущего учредителя в отношении редакции СМИ. С учетом дачи согласия на переход прав и обязанностей к новому учредителю редакция обязана принять от него исполнение старых обязательств.

Ответственность учредителя и разделение прав учредителя и редакции в разных компаниях

Иногда по договору права Редакции, Издателя и Распространителя СМИ передаются второму юрлицу, а компания-учредитель остается в отношении СМИ только учредителем.

Что касается ответственности Учредителя, то закон (ст. 56 Закона о СМИ) говорит нам о том, Учредитель также несет ответственность за нарушение законодательства о СМИ. Фактически же это выражается в следующем.

Штраф за задержку в предоставлении в РКН копии устава

1. В связи с тем, что учредителем принимается решение о регистрации СМИ, на него возлагаются административные обязанности по предоставлению копии Устава редакции в регистрирующий орган, проведению процедуры внесения изменений в запись о регистрации, уведомлению регистрирующего органа при изменении местонахождения редакции, периодичности выпуска и максимального объема СМИ (ст. 11 Закона о СМИ).

Ответственность за несвоевременное предоставление в РКН копии Устава редакции.

В соответствии со ст. 20 Закона "О СМИ" копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее 3-х месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При выявлении нарушения РКН протокол об административном правонарушении по ст. 13.23 КоАП в отношении учредителя СМИ (штраф от 10 000 до 20 000 руб. на 2018 г).

Ответственность за изготовление или распространение продукции средства массовой информации, не прошедшего перерегистрацию, либо изготовление или распространение такой продукции после решения о прекращении или приостановлении выпуска средства массовой информации в установленном порядке – штраф на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Возможны предупреждения от РКН и привлечение к ликвидации СМИ

2. Учредителю, наряду с редакцией, регистрирующий орган может выносить предупреждения за нарушения ст. 4 Закона о СМИ, поскольку неоднократные предупреждения в течение двенадцати месяцев, являются основанием для прекращения судом деятельности СМИ судом.

Поскольку прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции (ч. 6 ст. 16 Закона о СМИ), к участию в деле о прекращении деятельности СМИ привлекается как его учредитель, так и редакция.

Ответственность за недостоверные сведения, опубликованные по указанию учредителя

3. Учредитель СМИ несет ответственность за недостоверные сведения, опубликованные по указанию или от имени учредителя (ст. 18 Закона о СМИ).

По иным искам ответственность, связанную с распространением таких сведений несет редакция СМИ.

В частности, в отношении дел о защите деловой репутации юридического лица, опороченной распространенными в средствах массовой информации не соответствующими действительности сведениями, Верховным судом РФ было дано разъяснение, что надлежащими ответчиками в делах такого рода являются автор и редакция соответствующего средства массовой информации.

Есть также одно постановление Арбитражного суда Северо-западного округа 2004 года, когда к ответственности за использование товарного знака был также привлечен учредитель, но подробности этого дела и то, каким образом были оформлены отношения между редакцией и учредителем из постановления не ясны, при этом Редакция не являлась самостоятельным юридическим лицом.

В договоре между издателем и редакцией может быть оговорка, что редакция самостоятельно несет ответственность по претензиям и искам третьих лиц, в том числе, о защите прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

См. также