2018/07/25 06:18:39

Правила бизнеса Стива Джобса

Основатель компании Apple Стив Джобс был отличным предпринимателем и менеджером, имеющим врожденный дар убеждения. Джобс мог создавать так называемое поле искажения реальности, при помощи которого он делал свою точку зрения неопровержимым фактом в глазах собеседника, что зачастую обеспечивало компании успешный результат. Грамотно обращаясь с фактами, цифрами, оценками и другой информацией, Джобс мог кардинально менять взгляды оппонента, с кем вел беседу. Под этим давлением оказывались не только рядовые сотрудники Apple, но и топ-менеджеры компании, инвесторы и акционеры. Некоторые принципы, которым следовал Джобс, отражены в его биографии, написанной Уолтером Айзексоном (Walter Isaacson). [1]

Содержание

«Поле искажения реальности»: метод Стива Джобса по управлению людьми

В июле 2018 года бывший сотрудник Apple Джо Шелтон (Joe Shelton) в интервью изданию Business Insider рассказал подробности метода управления сотрудниками, который практиковал соучредитель и бывший глава компании Стив Джобс.

Речь идет о методе, который в Apple называют полем искажения реальности. Эта фраза была взята из сериала «Звездный путь», в котором пришельцы создавали собственный новый мир усилием воли.

Суть такого способа управления персоналом заключается в вовлечении собеседника в знакомое ему явление, параметры или условия которого переговорщик изменяет до неадекватных форм. Благодаря умелому манипулированию фактами, цифрами, оценками и прочими данными удается не только убедить собеседника, но и коренным образом изменить его взгляды на обсуждаемое явление, даже если все вокруг придерживаются другого мнения.

Бывший сотрудник Apple рассказал всю правду о знаменитом метод управления сотрудниками от Стива Джобса

Джобс обладал набором качеств, которые помогали полю управления реальностью действовать как гипнозу. Прежде всего, это харизма и красноречие. Не только умение убеждать, но и собственная непоколебимая вера в свою идею. Все, что не совпадало с его системой координат, просто игнорировалось. И разумеется, его влияние на сотрудников подкреплялось профессионализмом и авторитетом. Он верил, что истиной является то, во что верит он сам и этот метод работал.

В биографической книге о Джобсе, написанной Уолтером Исааксоном, приводится яркий пример, доказывающий способность учредителя Apple убеждать собеседников. Защитное стекло Gorilla Glass стало популярным в смартфонах после того, как Джобс убедил главу производителя таких панелей Corning Уэнделла Уикса (Wendell Weeks) в способности компании наладить серийное производство таких стекол всего за шесть месяцев.[2]

«
Не бойся. Вы можете сделать это, — решительно сказал Джобс Уиксу.
»

Поле искажения реальности представляло собой сложную смесь харизмы, красноречия, неукротимой воли и готовности представить любое явление так, как ему нужно, говорится в книге Исааксона.Рынок аутсорсинга информационной безопасности в России: особенности развития и перспективы. Обзор TAdviser 6.3 т

Однако не все смелые идеи Джобса, который он пытался навязывать другим, были продуманными и правильными. Иногда они были даже бредовыми. Например, как рассказал Джо Шелтон, в 1980-х годах Джобс настаивал на том, чтобы компьютеры Mac должны иметь максимум 128 Кбайт памяти. Он говорил программистам следующее:

«
Мы хотим, чтобы разработчики писали маленький эффективный код, ни как код Microsoft.
»

Такая логика распространялась на все. Стив Джобс думал, что ограничение памяти даст Apple преимущество и позволит разработчикам выполнять больше задач при меньших усилиях.

Сотрудники подразделения Macintosh собрались около офиса компании перед запуском компьютера в конце 1983 года или в начале 1984-го

Дар убеждения Джобса заставил сотрудников поверить в правильность затеи, но Шелтон, по его словам, остался единственным человеком, который отказался поддерживать руководителя в этом, зная, как быстро растут исходные коды в операционных системах и программном обеспечении.

«
Это действительно глупо. Мы не можем разрабатывать ПО с резкой остановкой в коде, — говорил Шелтон.
»

Джо Шелтон работал руководителем, ответственным за конструирование, производство и реализацию первого компьютера Apple. Под его руководством было 345 человек. Он обратился к одному из разработчиков Энди Хертцфельду (Andy Hertzfeld), и тот категорически отверг идею Джобса.

«
Стив будет делать то, что он хочет. Мы будем делать то, что нужно от нас, кроме случаев, когда нам нужно делать то, что нам нужно сделать, — сказал Хертцфельд.
»

В итоге программисты писали код в том объеме, который был нужен, а Стиву Джобсу первое время не говорили, насколько мощный компьютер, чтобы не было вопросов о том, каким образом была достигнута производительность. Впоследствии Джобс догадался об этом, но не стал публично признавать свою неправоту.

Трудись, и люди зауважают тебя

Вернувшись в Apple в 1996 году, Стив Джобс начал усердно работать в компании: его рабочий день начинался в 7 утра и завершался в 9 вечера, несмотря на некоторые проблемы со здоровьем. Он смог добиться от сотрудников высокой мотивации на создание инновационных продуктов, хотя в компании он был лишь консультантом и не имел фактической власти. Джобса начали быстро уважать.

Проявляй страсть к работе

Джобс всегда уделял большое внимание подаче своих идей. Например, пытаясь привлечь музыкантов для развития iTunes, он мог часами рассказывать им о предстоящем проекте.

«Он был одержимым человеком. Спустя некоторое время я начал смотреть не на компьютер, о котором он говорил, а на самого Джобса, так как я был просто поражен его увлечением», — вспоминает трубач Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis).

Таким же эмоциональным был подход Стива Джобса к маркетингу. Благодаря известным рекламным кампаниям, которые, к примеру, посвящены выходу первого «макинтоша» и iPod, Apple стала больше чем просто компьютерной компанией.

Применяй лесть и соблазн для обезоруживания людей

Работающий человек, вне зависимости от того, руководит он или им, всегда нуждается в поддержке и одобрении своего труда. Он тянется к вам, когда получает это. Айзексон пишет, что Джобс мог и любил соблазнять и очаровывать людей, вызывая к себе уважение и любовь.

«Казалось, что Джобс раздавал неискренние порции лести тем, кто ждал их от него. Он мог обаять ненавидимых им людей с той же легкостью, с которой оскорблял тех, которые ему нравились», — написано в биографии основателя Apple.

Присваивай хорошие идеи

Как и любой человек, Стив Джобс ошибался, но до конца настаивал на своем. Если идея или точка зрения собеседника была лучше, глава Apple присваивал ее себе и убеждал в том, что никогда не думал иначе.

Показательным примером служит секция Genius Bar, которая в сети розничных магазинов Apple Store отведена для бесплатных консультаций и технической поддержки пользователей продукции компании. Сначала Джобс назвал этот проект безумным, заявив, что сотрудники этих стоек не могут называться гениями (geniuses). Однако уже на следующий день после этого заявления Apple запатентовала товарный знак Genius Bar.

Принимай быстрые и окончательные решения

При разработке новых продуктов Apple редко проводила исследования, изучая потенциальный спрос, а также не затягивала со значимыми решениями, поскольку Джобсу быстро наскучивало все это. По словам главного дизайнера Apple Джонни Айва (Jony Ive), Стив мог всего за полчаса определиться с каким-либо вопросом, на решение которого обычно уходило несколько месяцев.

Не бойся быть предельно честным

Вернувшись в Apple в середине 1990-х, Стив Джобс принялся возрождать компанию, у которой было слишком много продуктов и отсутствовало четкое направление в работе. Джобс не стеснялся резких высказываний в адрес устройств, которые Apple разрабатывала на момент его возвращения. При этом основатель легендарной корпорации просил сотрудников быть абсолютно честными во всем, даже если правда была нелицеприятной.

Не откладывай решения проблем

«Если вы что-то сделали неправильно, не нужно закрывать на это глаза и говорить о том, что исправите ошибку потом. Так поступают конкуренты», — говорил Джобс.

Когда проект первых магазинов Apple Store почти был готов к сдаче, руководитель розницы Рон Джонсон (Ron Johnson) заявил, что необходимо его переделать. С топ-менеджером согласился Джобс и запуск торговых точек был отложен на 3-4 месяца.

«У нас был всего один шанс на то, чтобы сделать все правильно», — рассказывал Айзексону Джобс.

Борись с проблемами лицом к лицу или игнорируй их

Стив Джобс жил в бинарном мире, в котором человек должен быть либо героем, либо профаном, а продукт — великолепным или отвратительным. Когда Джобс попросил одного из инженеров создать компьютерную мышь, способную реагировать на движения в различных направлениях, а услышал в ответ, что это невозможно, он уволил этого специалиста, несмотря на все его заслуги.

При этом Стив Джобс не хотел решать некоторые сложные и неудобные ему вопросы, поэтому игнорировал их, пишет Уолтер Айзексон.

Куй железо, пока горячо

Добившись успеха, некоторые люди прекращают работать и лишь почивают на лаврах. К ним не относится Стив Джобс. После выхода популярной «Истории игрушек», которая стала первым полнометражным анимационным фильмом, Джобс задумал вывести Pixar Animation Studios на биржу для получения денег, чтобы быть финансово независимым от Walt Disney.

Джобсу советовали повременить с IPO и дождаться доходов от других проектов Pixar, но учредитель Apple настоял на своем и в конечном итоге сорвал куш. В 2006 году Walt Disney купила Pixar за $7,4 млрд, что сделало Стива Джобса крупнейшим акционером Walt Disney.

Пользуйся рычагами давления

Хотя Джобс после возвращения в Apple называл себя советником, все в компании осознавали, кто настоящий руководитель. Понимая свою важную роль в Apple, Стив Джобс добился снижения цены исполнения опционов ключевых сотрудников, чтобы удержать их. Кроме того, он обновил состав совета директоров, пригласив своих близких друзей.

Требуй совершенства

Стив Джобс никогда не шел на компромиссы касательно временных рамок или бюджета при разработке продукции. Он не преследовал цель опередить конкурентов или заработать денег, он просто хотел создать идеальный продукт или «даже чуть лучше». Казалось, что Джобс требовал слишком много от своих подчиненных, но именно эти задачи позволили в конечном итоге добиться, к примеру, уменьшения времени загрузки компьютеров, управления плеером iPod всего тремя кнопками, сокращения времени производства всех ПК с четырех до двух месяцев и т. п..

Примечания