2024/01/06 23:18:35

Население Южного Судана

.

Содержание

Основные статьи:

Численность: 12 млн человек

На 2023 г в Судане проживали 12 118 379 человек.

Языки

Основными языками в Южном Судане являются: арабский Джубы, динка, нуэр, бари, мурле, луо (ануак, ачоли, шиллук, пари, джур-луо), отухо, занде, английский. Также используются около 60 других языков.

Этнолингвистические группы в Африке

Народы

Нилоты

Нуэры

Ну­эры (са­мо­на­зва­ния – нат, наат, ней-ти, naath, nei ti naath), на­род груп­пы западных ни­ло­тов в Восточной Аф­ри­ке.

Жи­вут на се­ве­ро-вос­то­ке Южного Су­да­на (ни­зо­вья рек Бахр-эль-Дже­бель и Джур и бас­сейн р. Со­бат – штат Западный Верх­ний Нил, юг шта­та Верх­ний Нил и се­вер шта­та Джонг­лий; 1 млн. человек – 2011, оценка, вто­рой по чис­лен­но­сти эт­нос) и за­па­де Эфио­пии (160 тыс. человек; со­став­ля­ют около 50% на­селе­ния ре­гио­на Гам­бе­ла).

По данным Эванса-Причарда на 1940 год

Де­лят­ся на западных нуэров (к за­па­ду от Бахр-эль-Дже­бе­ля:

  • бул;
  • леек, или лик;
  • дьягай, или джа­кеи;
  • док;
  • ньюонг, или ну­онг;
  • доор и западные дьикань, или джи­ка­ни)

и восточные нуэры к вос­то­ку от Бахр-эль-Дже­бе­ля:

  • лак;
  • тьянг;
  • гаавар, или га­вар;
  • лоу, или лу;
  • восточные дьи­кань.

К нуэрам близ­ки ат­вот, или ре­ел (75 тыс. чел.), жи­ву­щие сре­ди дин­ка к за­па­ду от Бахр-эль-Дже­бе­ля.

Язык ну­эров ну­эр­ской под­груп­пы дин­ка-ну­эр­ской груп­пы западной под­вет­ви ни­лот­ских язы­ков; диа­лек­ты: бул, леек, дья­гай, док (ток), ньюонг, га­ваар, тьянг, лоу (лау), аби­гар, доор, зап. и вост. дьи­кань. Пись­мен­ность на ос­но­ве латинской гра­фи­ки. Елена Истомина, Directum: Как no-code меняет стоимость проекта 4.5 т

В основном со­хра­ня­ют тра­диционные ве­ро­ва­ния, до 10 тыс. чел. – хри­стиа­не-про­тес­тан­ты (пре­сви­те­риа­не, лю­те­ра­не и др.).

Пра­ро­ди­на нуэров рас­по­ла­га­лась к за­па­ду от Бахр-эль-Дже­бе­ля. По про­ис­хо­ж­де­нию близ­ки к дин­ка, от ко­то­рых от­де­ли­лись в рай­оне р. Джур и стали рас­се­лять­ся на вос­ток и вы­тес­нять, под­чи­няя и час­тич­но ас­си­ми­ли­руя дин­ка и ану­ак.

Тра­диционная куль­ту­ра ти­пич­на для ни­ло­тов Восточной Аф­ри­ки. Основное за­ня­тие – по­лу­ко­че­вое ско­то­вод­ст­во (зе­бу, ов­цы, ко­зы).

Скот слу­жил ос­но­вой иму­ще­ст­вен­ных и со­ци­аль­ных от­но­ше­ний; дое­ни­ем за­ни­ма­лись жен­щи­ны и под­ро­ст­ки, взрос­лый скот пас­ли толь­ко ини­ции­ро­ван­ные муж­чи­ны. В пе­ри­од до­ж­дей и раз­ли­ва рек (с ию­ня) жи­ли в де­рев­нях на воз­вы­шен­но­стях, за­ни­ма­лись пе­ре­лож­ным руч­ным зем­ле­де­ли­ем (в основном сор­го и про­со, а так­же ку­ку­ру­за, бо­бо­вые, ты­к­вы), но­чью скот дер­жа­ли в кры­тых за­го­нах с ды­мо­ку­ра­ми.

Де­рев­ни име­ли раз­бро­сан­ную пла­ни­ров­ку. С но­яб­ря – де­каб­ря ко­че­ва­ли вбли­зи во­до­ёмов, за­ни­ма­лись ры­бо­лов­ст­вом (с по­мо­щью ост­ро­ги и кор­зи­ноч­ных ло­ву­шек); к ян­ва­рю – фев­ра­лю объ­е­ди­ня­лись в круп­ные ла­ге­ря (веч маи), жи­ли в по­се­ле­ни­ях ти­па краа­ля. Жи­ли­ще (двил, ут) из вет­вей, об­ма­зан­ных гли­ной и на­во­зом, ле­том – круг­лое с шле­мо­вид­ной кры­шей, зи­мой – вет­ро­вой за­слон или ша­лаш. Основную ут­варь де­ла­ли из гли­ны, ко­жи, тыкв, ору­дия и ору­жие – из кос­ти, ро­га, ра­ко­вин, эбе­но­во­го де­ре­ва. Же­ле­зо по­лу­ча­ли в основном от дин­ка и ара­бов; же­лез­ные ко­пья слу­жи­ли ро­до­вы­ми и лич­ны­ми ре­ли­к­вия­ми.

С середины XIX в. до­бы­ва­ли сло­но­вую кость на про­да­жу. Ве­ли по­сто­ян­ные на­бе­ги (гл. обр. на дин­ка) с це­лью за­хва­та ско­та. С 1970-х гг. многие нуэры ра­бо­та­ют по най­му. Рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ст­во в Су­дан.

Муж­ская оде­ж­да – на­бед­рен­ная по­вяз­ка; жен­ская – ко­жа­ный пе­ред­ник, ук­ра­шен­ный ба­хро­мой и бу­си­на­ми; но­сят брас­ле­ты из де­ре­ва, ме­ди, сло­но­вой кос­ти, оже­ре­лья из бус, ра­ко­вин, пле­те­ния и др. Прак­ти­ку­ет­ся шрамирование.

Основная пи­ща – све­жее и ки­слое мо­ло­ко, тво­рог (льет ин бор), сыр (льет ин чар); сы­рая, ва­рё­ная и за­пе­чён­ная ко­ро­вья кровь; ле­пёш­ки (инд­же­ра), ка­ши (вал-вал) и по­хлёб­ки (коп) из сор­го; мя­со едят во вре­мя жерт­во­при­но­ше­ний. Из сор­го ва­рят пи­во.

Нуэрский "вождь" – носитель накидки из леопардовой шкуры, выполнял функции посредничества в урегулировании внутренних конфликтов и никогда не имел политической власти (по Э. Эвансу-Причарду).

Ос­но­ву тра­диционной со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют пат­ри­ли­ней­ные ро­ды, со­стоя­щие из ие­рар­хи­че­ски по­стро­ен­ных ли­нид­жей (ток дви­ел, ток мач, кар), и де­ре­вен­ские об­щи­ны (чьенг), вклю­чаю­щие мно­же­ст­во до­мо­хо­зяйств (дор). Важ­ную роль иг­ра­ли воз­рас­тные груп­пы, от­но­ше­ния ме­ж­ду ко­то­ры­ми вы­ра­жа­лись тер­ми­на­ми род­ст­ва.

При ини­циа­ции муж­чи­на по­лу­чал ко­пьё и бы­ка, имя ко­то­ро­го но­сил; на лоб на­но­си­лись 6 руб­цов (гар).

Брак счи­тал­ся дей­ст­ви­тель­ным лишь по­сле ро­ж­де­ния вто­ро­го ре­бён­ка. Де­ти при­чис­ля­лись к ро­ду му­жа толь­ко по­сле пол­ной вы­пла­ты брач­но­го вы­ку­па (ино­гда по­сле его смер­ти); по­сред­ст­вом вы­пла­ты вы­ку­па при­об­ре­сти «же­ну» и ус­та­но­вить «от­цов­ст­во» над её деть­ми мог­ла и жен­щи­на в слу­чае её соб­ст­вен­но­го бес­пло­дия.

Рас­про­стра­не­ны многожёнство, ле­ви­рат, авун­ку­лат. Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па; преобладают описательные конструкции. Сиб­лин­ги об­оз­на­ча­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от их про­ис­хож­де­ния от от­ца или от ма­те­ри.

Су­бэт­нические груп­пы («пле­ме­на») ино­гда объ­е­ди­ня­лись во временные во­еннные кон­феде­ра­ции; под­раз­де­ля­лись на тер­ри­то­ри­аль­ные груп­пы и под­груп­пы, так­же об­ра­зую­щие сою­зы друг про­тив дру­га; в ос­но­ве ка­ж­до­го объ­е­ди­не­ния ле­жал до­ми­ни­рую­щий ли­нидж.

Кон­флик­ты раз­ре­ша­лись пу­тём драк и во­енных столк­но­ве­ний, а так­же в ре­зуль­та­те пе­ре­го­во­ров при по­сред­ни­че­ст­ве во­ж­дя (ку­ар му­он) – но­си­те­ля на­кид­ки из ле­о­пар­до­вой шку­ры (твач) и ста­рей­шин. Кров­ная месть мог­ла быть за­ме­не­на ком­пен­са­ци­ей ско­том (ру­ок). Важ­ную роль вы­пол­ня­ли так­же биг­ме­ны (гат твот, тут), ста­рей­ши­ны гос­под­ствую­ще­го ли­нид­жа (ди­ел); ри­ту­аль­ные ли­де­ры – за­кли­на­те­ли то­те­мов (гван квот), «хо­зяе­ва ско­та» (вут гок), ру­ко­во­дя­щие ини­циа­ция­ми воз­раст­ных групп, во­енные за­кли­на­те­ли (гван му­от, нгул), об­ла­да­те­ли фе­ти­шей, зна­ха­ри и про­ри­ца­те­ли (ти­эт).

С конца XIX века боль­шим влия­ни­ем поль­зо­ва­лись «про­ро­ки» (гук, чок квот), ру­ко­во­див­шие на­бе­га­ми на дин­ка и став­шие ли­де­ра­ми со­про­тив­ле­ния ко­ло­ни­за­ции; наи­бо­лее по­чи­та­ем «про­рок» из пле­ме­ни лу Нгун­денг (ум. 1906), по­стро­ив­ший холм («пи­ра­ми­ду») высотой свыше 15 м со сло­но­вы­ми бив­ня­ми на вер­ши­не и по пе­ри­мет­ру – ны­не свя­щен­ное ме­сто нуэров. В 1930-х гг. анг­ло-египетской ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей вве­дён ин­сти­тут вы­бор­ных во­ж­дей.

Со­хра­ня­ют­ся тра­диционные куль­ты ду­хов (ку­от) и пред­ков, вер­хов­но­го бо­же­ст­ва де­ми­ур­га Ку­от, бо­жеств не­ба (Денг, Дау, Ти­ни), ро­до­вых ду­хов и др. Основные жан­ры фольк­ло­ра – пес­ни, тан­цы, во­ин­ские гим­ны, сказ­ки, ис­то­рические и ге­неа­ло­гические пре­да­ния. Основные ри­туа­лы про­во­дят­ся осе­нью, по­сле сбо­ра пер­во­го уро­жая сор­го.

До XX в. кон­так­ты с ев­ро­пей­ца­ми и егип­тя­на­ми не­зна­чи­тель­ны; анг­ло-египетская ад­ми­ни­ст­ра­ция ус­та­но­ви­ла кон­троль над тер­ри­то­ри­ей нуэров в ре­зуль­та­те во­енных опе­ра­ций в конце 1920-х гг. Во вре­мя гражданской вой­ны в Су­да­не 1980–90-х гг. нуэры по­стра­да­ли от дей­ст­вий пра­ви­тельственных войск и ру­ко­во­ди­мой дин­ка Народной ар­мии ос­вобо­ж­де­ния Су­да­на (хо­тя пред­ста­ви­те­ли нуэров так­же вое­ва­ли в её со­ста­ве). Многие нуэры эмиг­ри­ро­ва­ли в Ке­нию, Эфио­пию, США, Ка­на­ду, Ав­ст­ра­лию и др. В Южном Су­да­не и за ру­бе­жом име­ют­ся по­ли­тические ор­га­ни­за­ции нуэров. Пред­ста­ви­те­ли нуэров уча­ст­ву­ют в пра­ви­тель­ст­ве Южного Су­да­на. Су­ще­ст­ву­ет на­пря­жён­ность ме­ж­ду нуэрами, дин­ка и ану­ак.

В середине ХХ века в этих краях побывал британский исследователь Эдвард Эванс-Причард, написавший знаменитую книгу "Нуэры" об одноименном племени. Прожив в их краях около года, он явил монументальное полотно во многом еще первобытной жизни, вращавшейся вокруг скота — предмета вожделения и танцевальных подражаний, высокой поэзии, споров, тяжб и даже кровавых побоищ. Книга была переведена на русский язык и опубликована в СССР в 1985 году.

Карамоджонг

Топоса

Основная статья: Топоса

Джие

Основная статья: Джие

Лотуко

Лотуко (Lotuko / Otuho / Lotuho / Otuko / Lotuka) - нилотская этническая группа, проживающая в штате Восточная Экватория Южного Судана.

История лотуко - это междоусобные войны между кланами, перемежающиеся совместными набегами этих кланов на соседние этнические группы бойя, иматонг и др.

Согласно переписи населения 1983 года, численность лотуко составляла семьдесят тысяч человек, проживающих в шестнадцати деревнях и городе Торит.

Большая часть населения лотуко проживает на вершинах холмов, которые идут по дороге, ведущей от Торита, областного центра Восточной Экватории, к Капоэте, и, как и их соседи лопиты, некоторое время назад они перебрались на вершины холмов, чтобы защитить себя от нападений соседних этносов.

Лотуко живут в регионе, в котором возвышаются горы Иматонг (также редко Матонге). Гора Кинети - самая высокая гора в хребте (3187 метров) - высочайшая вершина Южного Судана.

Лотуко разводят стада крупного рогатого скота, овец и коз. Основными выращиваемыми культурами на равнинах являются сорго, земляные орехи, кунжут и кукуруза, в то время как на холмах они выращивают телебун, духн, сладкий картофель, разновидность батата и табак.

Организация лотуко состоит из ряда независимых территориальных групп, в прежние времена часто враждовавших. Каждая группа включает в себя ряд деревень и делится на кланы.

Основной социальной единицей народа лотуко является ханг, в который входят люди, считающие себя потомками общего предка по патрилинейной линии. Отдельные незнакомцы могли адаптироваться к хангу и стать его частью. Ханг означает «следовать за семьей» или «семейное ограждение».

На 2023 г у лотуко нет одного вождя, но они признают ритуальную власть наследственных вызывателей дождя (кобу), которые ограничены одной из девяти дождевых зон. Лотуко, которые умели говорить по-арабски, в начале XX века называли «султаном» именно кобу, хотя, конечно, их роли абсолютно не совпадали.

Женщина кобу, выполняющая магические обряды с ритуальными ножами. Деревня лотуко, Восточная Экватория, Южный Судан, декабрь 2023 г. Экспедиция TAdviser

Еще одна важная должность — прорицатель, который может противостоять колдовству и чья сила передается по наследству. Лотуко верят в высшее существо, Найджок, силу, связанную с мертвыми[1].

Политическая власть передаётся от одного поколения мужчин к другому каждые 16 лет. Для отсчёта прошедшего срока каждый год на верху деревянной башенной конструкции добавляется новая деревянная жердь.

Парламент лотуко на главной площади деревни вечером. Восточная Экватория, Южный Судан, декабрь 2023 г. Экспедиция TAdviser

Ханг и его члены соблюдают присущие ему нормы, которые включают гостеприимство, защиту и поддержку отдельных людей, принадлежащих к клану. У каждого ханга есть свое особое животное, такое как слон, крокодил и гиена, в которых, как считается, его представители превращаются после смерти. Однако, несмотря на это поверье, они убивают этих животных.

Ханги экзогамны. Девочки выходят замуж, когда им исполняется четырнадцать лет за мужчин из другого клана. Этот момент известен как «одво». Супружеские отношения направлены на стабильность между семьями. Проводится праздник, но церемонии нет. Отец невесты оставляет себе примерно половину приданого, а остальное распределяет между родственниками, в том числе матери невесты.

Обычно молодые мужчины около двух лет работают на ферме своего тестя. К тещам относятся с большим уважением. Зятья используют особые формы речи при обращении к ним.

Дома лотука больше, чем у большинства соседних племен. Они построены близко друг к другу, между ними прочный частокол из дерева и бамбука. У каждого мужчины есть свой загон для овец, примыкающий к его дому. Они содержат свои дома и дворы в строгой чистоте, но выбрасывают мусор на улицы.

Деревня лотуко, Восточная Экватория, Южный Судан, декабрь 2023 г. Экспедиция TAdviser

В центре деревень Лотуко находится общественная площадь под названием «Фаура», ограниченная кольями из дерева.

В каждом квартале деревни есть свое место для танцев с группой кольев из дерева посередине, на которых подвешены барабаны. С одной стороны находится большой дом (Хадуфа), в котором хранятся барабаны и где спят неженатые мужчины и незнакомцы. В Хадуфа или барабанный дом, доступ имеют только мужчины. Эти барабаны имеют большое значение для общины лотуко.

С другой стороны площади обычно сажают фиговое дерево, под которым находится бревенчатый помост, где мужчины сидят вечером. На углах улиц также есть платформы, где собираются женщины и молодежь.

Деревня лотуко, Восточная Экватория, Южный Судан, декабрь 2023 г. Экспедиция TAdviser

В каждой деревне наследственный староста приносит в жертву быка или козу в начале каждого сельскохозяйственного сезона, а также при перестройке деревни, в случае эпидемии и т.д.

Мальчиков, родившихся с одним яичком, хоронят заживо; считается, что если оставить их в живых, они станут причиной смерти всех своих родственников мужского пола.

Иностранные христианские миссионеры приезжают в отдаленные горные районы региона с 2005 года.

Ранее знаком принадлежности к лотуко служили вырезанные края ушей, но под влиянием христианских проповедников они отказались от этой традиции.

Вырезанные края ушей - знак лотуко, который ранее использовался как мужчинами, так и женщинами. Фото: Eric Lafforgue

На конец 2023 г деревня лотуко, которую посетил TAdviser, в отличие от других племён, была привычна к регулярным визитам туристов. Танец и короткая борьба выглядели неестественно, как давно исполняемый спектакль.

Мундари

Основная статья: Мундари

Мурле

Ларим

По данным на 2023 г, от 20 000 до 25 000 ларим проживают в регионе Восточной Экватории, между Торитом и Капоэтой.

Карта расселения ларим в Южном Судане, составленная Last Places на 2023 г

Ларим говорят на языке мурле.

Держат крупный рогатый скот и занимаются выращиванием сезонных культур – сорго, кукурузы и бобов.

В деревне племени Ларим, Холмы Бойя, между городами Капоэта и Торит, штат Восточная Экватория, Южный Судан, экспедиция TAdviser, декабрь 2023
В деревне племени Ларим, Холмы Бойя, между городами Капоэта и Торит, штат Восточная Экватория, Южный Судан, экспедиция TAdviser, декабрь 2023
Девочка в деревне племени Ларим, Холмы Бойя, между городами Капоэта и Торит, штат Восточная Экватория, Южный Судан, экспедиция TAdviser, декабрь 2023
Девочка перемалывает зерно на выступающей скале в деревне племени Ларим, Холмы Бойя, между городами Капоэта и Торит, штат Восточная Экватория, Южный Судан, экспедиция TAdviser, декабрь 2023
Деревня племени Ларим, Холмы Бойя, между городами Капоэта и Торит, штат Восточная Экватория, Южный Судан, экспедиция TAdviser, декабрь 2023
Раковины на крышах хижин, по местным представлениям, защищают обитателей от влияния колдунов. Деревня племени Ларим, Холмы Бойя, между городами Капоэта и Торит, штат Восточная Экватория, Южный Судан, экспедиция TAdviser, декабрь 2023
Подросток. Деревня племени Ларим, Холмы Бойя, между городами Капоэта и Торит, штат Восточная Экватория, Южный Судан, экспедиция TAdviser, декабрь 2023

Шрамирование проводят девочкам в раннем возрасте, используя шипы растения и лезвия. Традиционно это являлось элементом инициации.

Деревня племени Ларим, Холмы Бойя, между городами Капоэта и Торит, штат Восточная Экватория, Южный Судан, экспедиция TAdviser, декабрь 2023
Деревня племени Ларим, Холмы Бойя, между городами Капоэта и Торит, штат Восточная Экватория, Южный Судан, экспедиция TAdviser, декабрь 2023

Рисунки шрамов являются произвольными.

Деревня племени Ларим, Холмы Бойя, между городами Капоэта и Торит, штат Восточная Экватория, Южный Судан, экспедиция TAdviser, декабрь 2023

Один парень в 2023 г упоминал, что шрамы приятны на ощупь во время секса, т.к. неповрежденная кожа груба, а на шрамах очень гладкая.

Шрамы служат в том числе украшением, заменяющим татуировку, которая не видна на темной коже. В деревне племени Ларим, Холмы Бойя, между городами Капоэта и Торит, штат Восточная Экватория, Южный Судан, экспедиция TAdviser, декабрь 2023

Иногда девочки повторяют мужские сюжеты, например, делают шрамы в виде гранат.

Некоторые не делают шрамов на животе. В деревне племени Ларим, Холмы Бойя, между городами Капоэта и Торит, штат Восточная Экватория, Южный Судан, экспедиция TAdviser, декабрь 2023

На некотором удалении от деревни ларим в 2023 году располагался дом христианского священника. Влияние западной цивилизации заметно в том числе во внешнем виде женщин. Их яркие юбки, собранные из большого числа обрезов тканей, теперь прикрыты "саронгом" - куском хлопчатобумажной ткани, что выглядит абсолютно неестественно. Только самые смелые ненадолго снимают эти покрывала во время танцев.

Ларим в танце. Холмы Бойя, между городами Капоэта и Торит, штат Восточная Экватория, Южный Судан, экспедиция TAdviser, декабрь 2023
В деревне племени ларим, Холмы Бойя, между городами Капоэта и Торит, штат Восточная Экватория, Южный Судан, экспедиция TAdviser, декабрь 2023

Как и в соседних племенах коровы у ларим служат валютой при выплате приданого на брачных церемониях и, следовательно, являются символом социального статуса. По этой причине ларим часто участвуют в жестоких конфликтах с соседними этническими группами из-за кражи скота. Таким образом, большинство мужчин посвящают свои дни выпасу и защите своего скота, за исключением некоторых молодых людей, которые остаются в деревне, чтобы защищать женщин, стариков и детей.

Община ларим на холмах Бойя в 2023 году была одной из самых пострадавших от конфликта с соседями. Множество мужчин погибает в вооружённых столкновениях с топоса. Многие женщины уже становились вдовами до четырёх раз. Ночью, когда экспедиция TAdviser находилась в деревне ларим, несколько мужчин племени были убиты при попытке захвата скота топоса с противоположной стороны холма.

Овдовевшие женщины повязывают на ноги и головы бечевки из растений. В деревне племени ларим, Холмы Бойя, между городами Капоэта и Торит, штат Восточная Экватория, Южный Судан, экспедиция TAdviser, декабрь 2023
Термитник вечером у деревни ларим между городами Капоэта и Торит, штат Восточная Экватория, Южный Судан, экспедиция TAdviser, декабрь 2023

Конфликты между динка, нуэрами, мурле, топоса

В Южном Судане за несколько месяцев 2020 г жертвами межобщинных конфликтов между скотоводческими народами — динка, нуэрами, мурле, топоса — стали сотни человек.

В XIX столетии, продвигаясь к границам Эфиопии, воинственный народ нуэров поглощал целые племена динка и жадно захватывал их стада. В 1906 г. нуэрский пророк Нгунденг предрек даже «последнюю войну» с динка — ее, по его мнению, возглавит уроженец деревни Насир, левша, женатый на белой женщине.

Народы-близнецы воевали по «галантным» законам благородной войны, воспрещавшей убийство детей, женщин и пленников и требовавшей очистительных ритуалов. Ведь подлинным предметом вражды был лишь скот — мерило богатства и статуса, по которому давали имена детям и которому слагали длинные поэмы. Поэтому война для них была, скорее, спортом, походя восполняющим стада мрущего от падежей скота.

В ней плененные динка получали «прописку» в отделах нуэрских племен, вливались в местную жизнь и врастали в нуэрские кланы и линиджи. Не зря некоторые динка по сей день шутят, что никаких нуэров давно не существует и что все они — ассимилированные динка, получившие коров и жен от нуэрских захватчиков.

И нуэры не то чтобы с этим не согласны — еще недавно они верили, что каждый может «дорасти» до нуэра, сиречь «настоящего человека». И благоприобретенным «нуэрством» немало дорожили — насильников, убийц и других девиантов, чье поведение было «достойно только динка», запросто «выписывали» из нуэрских кланов.

Но все поменялось с приближением независимости и возвышением живого воплощения пророчества Нгунденга — монструозного варлорда Риека Машара из Насира. Привезший из Британии белую супругу и священный посох Нгунденга, он освободил пораженных нуэров от ритуальных клятв и убедил свой народ, что убийство из винтовки — не то же самое, что смерть от копья. И если копье — очень интимное оружие — поражает и тело, и дух врага, то dei mac, или «телята ружья» (то есть пули) — лишь тело.

Так извечная вражда освободилась от ритуальных засовов и стала обезличенной и расколдованной, а динка и нуэры поверили, что между ними нет ничего общего. В 1991 г., когда растущие аппетиты борцов за свободу спровоцировали первую братоубийственную бойню, верховный бог Денг перестал следить за полем брани, а поэтические песни про коров сменились пошлыми напевами про винтовки (Your gun is your food, your gun is your wife!) — в духе строевых кричалок из «Цельнометаллической оболочки».

Маскулинное, до зубов вооруженное общество, поделившееся на этнополитические группировки, бросилось сражаться за власть, скот и нефтяные поля, попутно расчеловечив все кругом — даже неприкосновенных раньше детей и женщин. Они тоже стали бойцами нового — «репродуктивного» — фронта, а инфантицид и каннибализм вошли в арсенал неуправляемых племенных ополчений, тяготеющих к двум полюсам силы — «динка» Салве Кииру и «нуэру» Риеку Машару.

Единственные, кто еще не расчеловечен в этой истории — это коровы, число которых по-прежнему определяет статус человека и количество его жен. Раньше вырученные с продаж скота деньги никогда не шли на выпивку — они вкладывались обратно в стада. И не на всякие деньги можно было купить животных. Так, нуэры верили, что вырученные с грязной работы «сортирные деньги» могут осквернить и загубить купленный на них скот. Ныне при цене винтовки в две коровы в желании приумножить стада соседи не останавливаются ни перед чем, а кровавые рейды с десятками жертв стали прибыльным бизнесом.

Миграция

2021: Чистый отток населения за 4 года

Браки

Разрешено иметь более одного супруга

Выделены страны, в которых граждане официально могут иметь более одного супруга. Данные на 2022 г

Можно выйти замуж за мертвеца

Если мужчина погибает, то за его убийство выплачивается компенсация в размере от 20 до 50 коров. Об этом писал Э.Э.Эванс-Причард в конце 1930-х в своей книге "Нуэры". Часть коров уходит на выкуп жены для духа убитого, чтобы у него были наследники. Когда берут невесту для умершего, его родные натирают её пеплом и молят бога, чтобы она могла родить мальчика, который отомстит за отца. Такого ребёнка именуют гат тер (дитя вражды). Во время приношения жертвы духу говорят, что родные убитого приняли компенсацию в виде скота и уплатят им за его жену, но заверяют, что придёт день и они отомстят за погибшего ударами копий[2].

В 2019 г. в Южном Судане до сих пор считается обыденным выйти замуж за мертвеца.

После замужества женщины называются не «вдовами», а «замужними».

Церемония проходит как обычная (относительно), только брат умершего встаёт на место жениха.

Детей жена заводит от того же брата.

Лишний вес

2016: Менее 30% населения имеют лишний вес

Лишний вес среди взрослых в странах Африки, 2016 г

Примечания

  1. Lotuxo
  2. Э.Э.Эванс-Причард "Нуэры", Наука, 1985 г. стр 137-139