2016/03/14 09:00:04

Госзакупки ИТ (США)

.

Содержание

2016: Новая политика в области открытого ПО в госсекторе

В марте 2016 года администрация президента США представила предварительную версию законопроекта об использовании программного обеспечения с открытым исходным кодом государственными ведомствами. Участники рынка поддержали новую инициативу.

Согласно документу, обнародованному Белым домом, американские государственные учреждения могут делиться друг с другом исходным кодом для тех или иных проектов с целью повышения их эффективности и избавления от необходимости разрабатывать продукт заново.

Американским госорганам разрешат обмениваться открытым ПО

В рамках пилотной программы госорганы, принимающие участие в обмене исходниками, должны будут написать по меньше 20% кода, и они получат неограниченные права на использование софта.

По словам федерального ИТ-директора Тони Скотта (Tony Scott), обмен исходными кодами между госорганами позволит сэкономить деньги налогоплательщиков, поскольку можно будет избежать расходов на создание одинаковых программ.

При этом программное обеспечение, созданное сторонними разработчикам и вендорами специально для федерального правительства, не подлежит обязательному публичному распространению. Однако какую-то долю исходников все же планируется публиковать.

Законопроект о федеральном открытом ПО пройдет общественное обсуждение до 11 апреля 2016 года. Административно-бюджетное управление при президенте США (Office of Management and Budget, OMB) намерено подготовить экономическую оценку влияния этого нововведения к середине 2016 года.[1]

« Правительство США подтвердило истину, которую ИТ-индустрия выстраивала два десятилетия: открытое программное обеспечение и его разработка приводят к ускорению развития инноваций, — говорит Джим Землин (Jim Zemlin), исполнительный директор Linux Foundation. — Это показывает то, как строится наиболее продвинутая и критически важная инфраструктура. Мы рады видеть, что власти сделали еще один шаг к прозрачности и эффективности за счет использования Open Source. »

2015

Как власти США сэкономили $3,6 млрд на облаках

В середине 2015 года в США были опубликованы результаты пятилетней программы оптимизации ИТ-расходов в государственных органах. За счет внедрения облачных технологий, консолидации дата-центров и других мер удалось сэкономить несколько миллиардов долларов.

Как сообщили в американской Счетной палате (U.S. Government Accountability Office, GAO), в период с 2011 по 2014 годы усилия по сокращению затрат на информационные технологии в госорганах обеспечили экономию в размере $3,6 млрд. В эту сумму вошли как величина уменьшенных расходов в рамках определенных проектов, так и новые издержки, которых удалось избежать в процессе выполнения программы. Ежегодные ИТ-бюджеты в госструктурах США оцениваются в $80 млрд.

За счет внедрения облачных технологий, консолидации дата-центров и других мер американским госорганам удалось сэкономить несколько миллиардов долларов

Одним из методов оптимизации бюджетов стала стратегия «сокращения и реинвестирования», в рамках которой учреждения сначала уменьшали расходы на ИТ примерно на 10%, а затем вкладывали сэкономленные средства в ИТ-проекты, предполагающие еще более высокую экономию. Такой подход практиковали 26 ведомств, среди которых — министерство обороны, министерство национальной безопасности, министерство финансов и Администрации социального обеспечения. На долю этих четырех структур пришлось примерно 70% сокращенных расходов благодаря правительственной программе.

Почти половина урезанных ИТ-затрат была обеспечена за счет объединения центров обработки данных, предполагающего закрытие некоторых площадок, использование виртуализации и аналитических инструментов, объединение лицензионных соглашений, перевод управления ИТ-систем на интернет-платформы и масштабную миграцию в облако.[2]

В США облегчат молодым ИТ-компаниям доступ к госзаказам

В начале сентября 2015 года Администрация общих служб (General Services Administration, GSA), отвечающая в США за госзакупки, сообщила о намерении упростить молодым ИТ-компаниям доступ к государственным заказам.

В GSA сделали запрос на предоставление информации (request for information, RFI), попросив технологические компании дать рекомендации по улучшению федеральной системы в области госзакупок.

Администрация общих служб рассматривает возможность убрать обязательное требование к минимальному опыту работы по корпоративным контрактам. К сентябрю 2015 года он составляет два года, только такие ИТ-вендоры допущены к госзаказам.

В США хотят упростить молодым ИТ-компаниям доступ к государственным заказам

Те претенденты на госзаказ, которые работают на рынке меньше двухлетнего срока, могут подтвердить свою квалификацию документами, отражающими реальный опыт в нужной заказчику области и свою финансовую ответственность.

Отказаться от требования к двухлетнему опыту работы можно будет только в том случае, если эта мера позволит увеличить число новых и развивающихся небольших компаний, участвующих в государственных тендерах, а также новых подрядчиков, соответствующих критериям продаж среди прочих показателей, говорится в RFI-запросе.

«Упростив работу поставщиков с нами, мы сможем предлагать правительству в целом более качественный доступ к инновационным компаниям, продвинутым технологическим решениям и более широкому спектру вариантов», – написала в своем блоге сотрудник GSA Дениз Тернер Рот (Denise Turner Roth).

GSA будет собирать мнения частных компаний и федеральных органов до 18 сентября 2015 года. После этого будет принято решение о возможности смягчения требований для молодых ИТ-компаний, желающих принять участие в государственных контрактах.[3]

2013

Федеральный ИТ-бюджет на 2013 фингод

Президент США Барак Обама (Barack Obama) предложил федеральный ИТ-бюджет на 2013 года в размере $78,9 млрд, что на 0,7% ниже ИТ-бюджета 2012 года. Как прокомментировал ИТ-директор Администрации президента США Стивен ВанРокель (Steven VanRoekel), бюджет на 2013 год отражает попытки сделать большее за меньшие деньги. На 2012 финансовый год Конгрессом был утвержден ИТ-бюджет в размере $79,5 млрд, тогда как в 2011 году он составлял $80,2 млрд.

Ключевыми приоритетами ИТ-расходов США в 2013 году станут усиление кибер безопасности и развитие электронного правительства, в частности, способов взаимодействия граждан и бизнеса с государственными агентствами, отметил ВанРокель. Одной из статей расходов ($202 млн) также станет продолжение правительственной программы мониторинга в Департаменте национальной безопасности.

Также внимание будет уделено возврату государственных инвестиций в ИТ. «Мы должны с маниакальным рвением следить за сокращением издержек и устранением дублирования в управлении ИТ», - заявил ВанРокель.

США признали, что несколько лет реализовывали неэффективную ИТ-стратегию, которая привела к большим перерасходам бюджетных средств. Теперь ИТ-госзакупки сокращают год от года, в первую очередь в оборонной отрасли. 

Министерство обороны США, которое потребляет почти половину государственного ИТ-бюджета страны, будет урезано в расходах на информационные технологии примерно на 2,7% до $1 млрд, заявил ИТ-директор администрации Барака Обамы в ходе пресс-брифинга. Максимально в 2013 году возрастут ИТ-бюджеты Департамента здравоохранения и социальных служб, Департамента финансов и Департаментов по делам ветеранов.

Для Министерства обороны США ключевым моментом остается реализация программы сокращения принадлежащих ведомству дата-центров: должны быть закрыты в общей сложности 100 ЦОДов, что позволит сохранить порядка $300 млн.

ИТ-бюджет Казначейства вырастет в 2013 году на $358,7 млн, которые пойдут на развитие технологий, которые упростят подачу налоговых деклараций. Департамент здравоохранения получит ИТ-бюджет на $179 млн больший, чем в 2012 году: они пойдут на развитие ИТ-систем госпиталей и клиник.

ВанРокель также объявил о своих планах по запуску в скором времени трех программ, которые позволяет федеральным агентствам углубить свою ИТ-экспертизу. Он будет использовать «ИТ спецназ», специальные команды экспертов, которые займутся доведением до ума наиболее проблемных ИТ-проектов.

2013 финансовый год начинается 1 октября 2012 года.

США скрывают провал ИТ-реформ в госсекторе

Попытки администрации президента США Барака Обамы (Barack Obama) упорядочить государственные ИТ системы и повысить эффективность их работы реализуются намного медленнее, чем планировалось ранее.

В мае 2012 года, по мнению директора по вопросам управления ИТ местной «счетной палаты» (U.S. Government Accountability Office или GAO) Дэвида Паунера (David Powner), хотя администрации и удалось добиться «значительного прогресса» в некоторых аспектах, в целом власти переоценивают достигнутые результаты. «Наша инспекция показала гораздо меньший прогресс, чем было заявлено», - отметил Паунер в ходе совместных слушаний с соответствующими подкомитетами Сената по национальной безопасности и правительственным вопросам.

Одной из нерешенных правительством задач, например, остается до сих пор вопрос закрытия 1000 центров обработки данных к 2015 году, предполагающий в том числе перевод ряда правительственных ИТ-систем в облако, отметил Паунер. Также GOA были проанализированы все 10 ключевых целей плана администрации Обамы по модернизации ИТ: по заявлениям администрации, из них достигнуто уже 7, по мнению экспертов GOA – только 3.

По мнению Дэвида Паунера, существуют ряд проблем, мешающих скорейшему достижению поставленных целей. В частности, к таковым он относит то обстоятельство, что около 25% крупных ИТ проектов контролируются непосредственно правительством США, на них приходится около $13 млрд государственных расходов на информационные технологии.

Эксперт считает, что в такой ситуации нужно с особой тщательностью избегать дублирования расходов, а, кроме того, работать над дальнейшим развитием федеральных закупок, что позволит активнее использовать «модульную схему», когда крупные проекты разбиваются на более мелкие фрагменты. Из 7 главных ИТ-целей США для 5 до сих пор не определены дедлайны, указывает GAO.

Стивен ВанРокель, главный по ИТ в администрации Барака Обамы, считает, что разница между правительственным оценками прогресса ИТ реформ и оценками GAO преувеличена. Разногласия между ведомствами касаются в основном озвученного администрацией Обамы в 2010 году плана ИТ реформ, состоящего из 25 пунктов. «Это реальный шок для системы», - говорит ВанРокель. По его словам, на достижении всех 25 пунктов реформы не будут остановлены.

2012: Тестирование технологий интеллектуальных городов

Более 40% органов местной власти США будут вовлечены в тестирование технологий «интеллектуальных городов» в 2013 году, а 50% населенных пунктов внедрят подобные решения в этом же году, говорится в исследовании IDC (декабрь 2012)[4]

Также, по прогнозам исследователей этой компании:

  • Консолидация правительственной ИТ-инфраструктуры достигнет своего пика, так как большинство органов власти в США достигло уровня проникновения облачных технологий порядка 50% в 2012 году, на cloud computing пришлось порядка 7% расходов госсектора на ИТ.

  • Тактические внедрения технологий Big Data в государственных учреждениях будут расти в среднем на 30% в год и в конечном счете позволят создать мощную аналитическую платформу, на базе которой будут развиваться технологии «интеллектуального правительства» (Smart Government).

  • Рядовые государственные агентства и организации активным образом будут рационализировать свои расходы на ИТ активы, а также будут внимательно относиться к выбору конечных устройств (ПК, планшетов, смартфонов) с точки зрения их оптимального использования.

  • Мобильные устройства и приложения, сенсоры, облачные решения, а также городские порталы, активно задействованные в государственную ИТ инфраструктуру, приведут к росту цифровых данных на 48% уже в 2013 году, что создаст новые информационные активы и поставит вопросы об их рациональном использовании.

  • Обмен облачными данными и решения совместной работы будут использоваться на всех правительственных уровнях (федеральном, государственном и локальном), так что на сервисы обмена данными придется 18% от всего рынка правительственных облачных решений, и это создаст абсолютно новые ИТ модели.

  • Хотя госсектор США останется далеко позади других отраслей по части инвестиций в социальное ПО, все же 35% правительственных организаций США в 2013 году произведут оценку или внедрения инструментов социальной аналитики.

  • На всех правительственных уровнях будет нарастать внедрение мобильных приложений. В 2013 году 35% новых федеральных и государственных приложений будут мобильными, среди новых приложений органов местной власти таковых будет 45%.

  • Более 40% локальных правительств США будут вовлечены в проекты типа «интеллектуальный город» на стадии исследования или оценки, а 50% начнут внедрение таких проектов в 2013 году.

  • Правительственные организации, которые продвигают открытые стандарты применительно к данным, будут иметь на 25% более высокую активность в коммерческих приложений, что приведет к более эффективному достижению ряда государственных целей.

  • Государственные/частные партнерства в части ИТ будут пересмотрены с точки зрения их соответствия общей миссии.

2011

Проблемы коррупции в госзакупках США

Вивек Кундра (Vivek Kundra), ИТ-директор администрации Белого дома США и ключевая фигура американской ИТ-отрасли, на встрече с ведущими советниками президента Барака Обамы по науке предупредил коллег об опасностях открытого доступа к данным и пожаловался на «ИТ-картель» и сговор мега-вендоров. Он также дал понять, что правительству США необходимо сократить количество используемых ЦОД.[5]

Кундра, деятельность которого в правительстве США завершается в середине августа, довел до сведения собравшихся советников по науке и технологиям множество своих тревог в отношении информационных технологий федерального центра. Его беспокойство, в частности, вызвано непредусмотренными последствиями совместного использования правительственных данных, где информация объединена и наслаивается такими способами, которые могут повредить конфиденциальности и представлять угрозу безопасности.

В эру Facebook и Twitter, когда множество личных данных уже доступно, правительственная информация, вероятно «в прошлом безобидная», может быть использована для «выявления персон, не желающих публичности», сказал Кундра.

Он довольно резко критиковал практику заключения правительственных ИТ-контрактов и сообщил комитету, что «у нас, в рамках федеральных ИТ, уже почти сложился ИТ-картель», который составляют «очень немногие компании», получающие выгоду за счет госзаказов, «потому что они лучше, чем кто-либо, понимают процесс госзакупок». «И это вовсе не потому, что они предоставляют лучшую технологию», - отметил он, говоря о подрядчиках.

По словам Кундры, правительству известно, «что истинная ценность информации находится на стыке различных ее источников», но он также понимает - могут быть проблемы, если данные выдают «фактически не думая о последствиях для национальной безопасности». Он рассказал, в качестве примера, что его офис вел переговоры с Комиссией по ядерному урегулированию о сведениях, которые она намерена выпустить, и, не раскрывая специфики, признался, что вокруг этих переговоров «были очень бурные дебаты». По его мнению, использование конфиденциальности является чрезвычайно важным.

Облачная стратегия

В 2011 году федеральный CIO Соединенных Штатов Вивек Кундра (Vivek Kundra) представил новую государственную стратегию в области информационных технологий, в соответствии с которой четверть бюджета размером $80 млрд будет выделяться на облачные вычисления.

По мнению Вивека Кундры, облачные вычисления позволят добиться 30% экономии на инфраструктуре дата-центров: `Облачные вычисления позволят упростить работу IT-подразделений, поскольку им более не придется поддерживать сложные, гетерогенные системы`. Речь идет не только об экономии финансов, но и о возможности задействовать квалифицированные кадры в более важных задачах: `Фокус сместится от технологий как таковых к базовым компетенциям государственного учреждения и его основной миссии`.

43-страничная `облачная стратегия` федерального правительства США состоит из 5 разделов: ознакомительный раздел, руководство по принятию решений в связи с переходом к облачным вычислениям, систематизированный набор примеров успешного использования облачных вычислений в государственном секторе США, рекомендации по повышению эффективности внедрения облачных вычислений и заключение. В то же время, Вивек Кундра подчеркивает, что при переходе к облачным вычислениям недостаточно думать лишь об их преимуществах: `Государственные учреждения должны взвешивать риски и внимательно учитывать готовность коммерческих или государственных поставщиков к реализации требований федеральных ИТ-систем`.

Согласно документу, прежде чем размещать некоторый ИТ-сервис в облачной среде, государственное учреждение должно обеспечить достаточный уровень безопасности по нескольким аспектам. Среди них соответствие требованиям законов, подзаконных актов и внутреведомственных нормативных документов; уточнение характера данных с целью выяснения конкретных требований по безопасности, предъявляемых к данным такого типа; обеспечение приватности и конфиденциальности с целью защиты против случайного или злонамеренного доступа к информации; обеспечение целостности данных, в том числе авторизации, полноты и точности; определение политики контроля и доступа к данным, что позволяет решить, где данные могут быть размещены географически; организация адекватного управления данными: поставщики облачных услуг должны быть достаточно прозрачны, предоставлять адекватные средства обеспечения безопасности и контроля, а также давать доступ к информации, необходимой для независимого мониторинга эффективности этих средств. Кундра сообщает, что каждое из учреждений федерального правительства должно будет пересмотреть свою стратегию закупок в сфере ИТ и включить облачные вычисления в бюджетный процесс: `Государственные учреждения внесут изменения в свои ИТ-системы с тем чтобы максимально использовать преимущества, которые дают облачные вычисления, а именно: использование вычислительных ресурсов в полной мере, придание большей гибкости ИТ-системам, повышение отдачи и снижение стоимости`.

Закрытие государственных дата-центров

Главный специалист по ИТ в США Вивек Кундра (Vivek Kundra) заявил, что федеральное правительство закроет 137 дата-центров к концу 2011 года, 39 из них уже закрыто.

Министерство обороны США при этом управляет почти 40% из тех дата-центров, что будут закрыты. Всего к 2015 году правительство намерено вывести из строя 400 дата-центров.

В числе 39 уже закрытых дата-центров находятся те, которые обеспечивали работу также и информационных систем NASA, Госдепартамента и Департамента здравоохранения, а также департамента социальных услуг. Об этом Вивек Кундра сообщил в своем блоге.

На прошлой неделе Кундра раскрыл большие подробности относительно того, как движется 25-пунктная программа по модернизации государственной ИТ-инфраструктуры США. В нее входит в том числе и подраздел, касающийся консолидации мощностей дата-центров.

В своем блоге он также опубликовал карту областей страны, где закрытия будут произведены, также на ней обозначена их принадлежность различным департаментам. Также произведено подразделение на уже закрытые дата-центры и планируемые к закрытию до конца года.

52 дата-центра Министерства обороны будут закрыты в течение года: для американских госструктур это максимальная цифра. Дата-центра NASA в большинстве своем уже закрыты, 14 стоят на очереди. По большей части они расположены в округе Вашингтон.

Департаменты агрокультуры, юстиции, энергетики, по делам ветеранов и ряд других также включены в эту федеральную программу. По словам Кундры, правительство также говорит ряд операций аналогичного рода с освободившейся недвижимостью.

Например, один из таких дата-центров в Роквилле (Мэриленд) насчитывал почти 15 тыс. кв м с 218 стойками оборудования, которые потребляли электроэнергии на $1,2 млн в год. Общая полезная площадь 39 закрытых дата-центров составляет 325 тыс. кв м.

Консолидация необходима США, поскольку в период с 1998 года по настоящее время они разрастались как грибы с 432 до более чем 2 тыс. В результате были созданы избыточные ресурсы и лишние приложений, которые Кундра сравнил с сорняками. Задача нынешнего CIO все исправить.

Ранее уже было объявлено, что IBM создаст «облако», позволяющее союзническому центру командования NATO использовать технологии для более эффективного расходования средств, облегчения внедрения новых технологий, а также консолидации существующих ИТ-ресурсов. Это позволит NATO закрыть 800 действующих дата-центров.

США удвоили расходы на защиту гостайны

Правительство США за минусом ключевых шпионских операций потратило $11,36 млрд на защиту секретных данных в 2011 году, говорится в отчете местного управления информационной безопасности (Information Security Oversight Office, ISOO). Этот параметр расходов существенно вырос за последнее десятилетие: в 2001 году он составлял $4,7 млрд.

В отчете ISOO учитывают расходы 41 организаций исполнительной власти США, включая Министерство обороны США. Однако он не включает расходы ЦРУ, Управления национальной разведки, Агентства национальной безопасности и другие организации, связанные со шпионским процессом.

Каждый год ISOO проводит оценку федеральных агентств на предмет того, каким образом они классифицируют, хранят и охраняют конфиденциальные данные. В частности, учитываются расходы на соответствующий персонал, средств физического контроля и ИТ-системы. В расходы также включены затраты на обучение и заработную плату тех, кто участвует в классификации и засекречивании данных.

Только на классификацию данных, согласно отчету ISOO, в 2011 году было потрачено на 12% больше - $1,2 млрд. Самое большое увеличение расходов было произведено по статьям, связанным с ИТ системами и тренингами.

Так, расходы на информационную безопасность секретных данных в 2011 году выросли на 19% с $5,21 млрд в 2010 году до $6,8 млрд в 2011 году. Стоимость профессионального обучения, тренингов в этой области возросли с $102 млн в 2010 году до $502 млн в 2011 году.

Увеличение расходов спровоцировали как постоянный высокий уровень террористической угрозы, так и громкие скандалы, связанные с утечкой государственных данных, в первую очередь имеющие отношение к Wikileaks.

В частности, президент США Барак Обама (Barack Obama ) в октябре 2011 года издал указ для федеральных ведомств, обязав их внедрять новые меры по ограничению доступа к секретным сетям и данным. Директивы подобного рода принимаются с определенной регулярностью.

См.также

См.также

Обзор ИТ в регионах России 2015

Примечания