НИС ГЛОНАСС
Навигационно-информационные системы

Компания

Телекоммуникация и связь
С 2007 года
Россия
Центральный ФО РФ
Москва
127083, ул. Мишина, д. 24, стр. 1

+7 (495) 988-21-10
+7 (495) 988-21-09
www.nis-glonass.com
Топ-менеджеры:
Марков Дмитрий Александрович
width=200px
ОАО «Навигационно-информационные системы» (НИС ГЛОНАСС) - федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности.

Собственники:
Московская городская телефонная сеть (МГТС) - 89,5%
Российские космические системы (РКС) - 10,5%

Выручка и прибыль компании, $

ГодВыручкаПрибыль
201067 300 000---
2011151 700 000---

Активы

Конечные собственники компании и их активы

+ НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы
+ Лейвиман Александр
+ NYSE
+ GDR на LSE

НИС ГЛОНАСС — государственно-частное партнерство, созданное в 2007 году. Компания реализует масштабные проекты внедрения технологий ГЛОНАСС на территории России.

На декабрь 2013 года НИС ГЛОНАСС созданы региональные операторы в 20 регионах России. В планах — довести это число до 58.

Показатели деятельности

Прогноз

К 2017 году компания НИС ГЛОНАСС займет порядка 20% индийского рынка профессионального навигационного оборудования, а в перспективе компания планирует занять 20-30% мирового рынка в указанном сегменте. Об этом сообщил портал Autonews со ссылкой на слова генерального директора компании Александра Гурко. Он оценил объем мирового навигационного рынка на уровне 60-90 млрд долл., включая навигационные чипы для смартфонов, а также связанные с навигационными технологиями системы и услуги. При этом российский рынок составляет, по его словам, порядка 1% от мирового, то есть около 12 млрд руб. на конец 2011 года.

Федеральный оператор системы ГЛОНАСС «Навигационно-информационные системы» (НИС ГЛОНАСС) работает на рынке Индии с 2010 года и занят созданием партнерской сети в этой стране. По словам Гурко, компания уже сейчас входит в в десятку мировых лидеров по оборотам в сегменте профессиональных навигационных систем.

2011: Рост на 125,6%

Выручка НИС за 2011 г. выросла на 125,6% до US$ 151,7 млн. за счет реализации крупномасштабных проектов. Это также повлияло на показатель OIBDA, который показал рост на 82,7% за полный 2011 год и достиг US$ 8,4 млн.

История

2009: Старт развертывания системы "ЭРА-ГЛОНАСС"

С 2009 до мая 2012 года одно из основных направлений работы компании - развертывание на территории России системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» на базе многофункциональных приемных устройств отечественного производства.

НИС должна была создавать условия для массового внедрения технологий ГЛОНАСС на российском и зарубежном рынках, участвовать в разработке госполитики в области коммерциализации ГЛОНАСС, создавать навигационно-информационные системы на основе ГЛОНАСС в интересах крупных отраслевых и госзаказчиков и др.

В рамках программы ДТП «ЭРА ГЛОНАСС» до 2020 г. порядка 60 млн транспортных средств планировалось оснастить терминалами с поддержкой ГЛОНАСС/GPS и модулями сотовой связи для передачи данных с места аварии в диспетчерский центр. Введение системы в строй ожидалось к началу 2014 г.

2010: Поражение в конкурсе МВД

  • Летом 2010 года АФК «Система» приобрела 51% в компании «М2М телематика». Весной 2011 года «Система» приняла решение о передаче этого пакета в управление НИС ГЛОНАСС для большей эффективности. Ранее предприятие принадлежало нынешнему генеральному директору НИС ГЛОНАСС Александру Гурко, который основал «М2М телематика» в 2005 году.

  • 8 октября 2010 года МВД РФ обявило тендер на покупку комплекта навигационно-мониторингового оборудования для слежения за подвижными объектами. Сразу две дочерние компании АФК "Система" — НИС ГЛОНАСС и "М2М Телематика" проиграли его "Кодос-Б", контролируемому директором департамента информтехнологий ГМК "Норильский никель" Геннадием Бауманом. Сумма тендера — 55 млн руб. Вслед за ним региональные структуры МВД проведут ряд аналогичных конкурсов, но уже с заказами на несколько миллиардов рублей. Предвидя неблагоприятный исход предстоящих тендеров, НИС ГЛОНАСС решила опротестовать результаты ноябрьского конкурса в ФАС и Рособоронзаказе. НИС утверждает, что ее заявку отклонили по формальным причинам: обозначенная заказчиком в документах точность временной синхронизации составляла не менее 100 млс. А НИС предложила точность синхронизации не менее 150 нс, то есть примерно в 700 тыс. раз лучше заявленных заказчиком требований. Именно это несоответствие и послужило причиной для отбраковки заявки НИС. По данным «СПАРК-Интерфакс», бизнес «Кодос-Б» растет именно на заказах от МВД. В 2009 г. выручка компании составила 79,745 млн руб., а в прошлом году компания получила заказов от МВД на 178,5 млн руб.

2011

  • февраль 2011 года: NAVTEQ выбрана в качестве поставщика продуктов и услуг для ОАО «Навигационно-информационные системы» (НИС ГЛОНАСС). Данная сделка является уникальной для NAVTEQ: компания будет играть важную роль не только в становлении рынка картографии и навигации в России, но и продвижении и развитии системы ГЛОНАСС, реализации проектов и расширении сфер применения там, где планируется использовать карты NAVTEQ. Являясь государственно-частным предприятием, НИС ГЛОНАСС реализует комплексный подход для развития российской навигационной системы, включая создание инфраструктуры, которую бы операторы смогли использовать для запуска и предоставления навигационных сервисов, и разработку ГЛОНАСС-продуктов для российского и зарубежного рынков. Компания также оказывает техническую поддержку при работе с навигационными системами и в целом способствует коммерциализации ГЛОНАСС. В рамках достигнутого соглашения NAVTEQ обязуется оказывать НИС ГЛОНАСС техническую поддержку и консалтинговые услуги, а также предоставлять картографическую информацию по Российской Федерации. Важнейшим проектом НИС ГЛОНАСС является «ЭРА ГЛОНАСС» - российская автоматизированная система реагирования на дорожно-транспортные происшествия. Данная система предоставляет инфраструктуру для массового внедрения ГЛОНАСС-приемников и различных навигационных и информационных систем и услуг. Эксплуатацию системы в полном объеме планируется начать с 2013 г.

  • август 2011 года: Согласно вышедшему 28 июля 2011 г. распоряжению правительства Российской Федерации N 1309-р – единственным исполнителем государственного заказа на выполнение работ по оснащению транспортных средств, используемых для федеральных государственных нужд, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS российского производства определен федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности - открытое акционерное общество «Навигационно-информационные системы» (НИС). Действие распоряжения правительства Российской Федерации распространяется на работы, связанные с оснащением транспорта исполнительной власти. «Реализация распоряжения правительства Российской Федерации будет способствовать обеспечению единой технической политики по совместимости государственных навигационно-информационных систем. Это исключит дублирование работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и обеспечит консолидацию закупок в целях более эффективного планирования производства предприятиями отрасли», - заявил генеральный директор «НИС ГЛОНАСС» Гурко Александр Олегович.

  • В 2011 г. НИС создал прототип системы «ЭРА-ГЛОНАСС» - своего основного и самого крупного проекта - и начал процесс его тестирования. Другие крупные проекты включают в себя создание интеллектуальной транспортной системы г. Москвы (2 200 транспортных средств), логистического и транспортного центра в г. Сочи (более 2 500 транспортных средств), системы транспортного мониторинга для «Транснефти» (6 500 транспортных средств) и другие. В 2011 г. НИС совместно с региональными партнерами оборудовал 150 тыс. транспортных средств в 52 регионах России.

  • За 2011 год «НИС ГЛОНАСС» поставил бортовое навигационно-связное оборудование ГЛОНАСС/GPS на более 5,3 тыс. авто ГУ МВД Москвы, 4,85 тыс. машин МВД России в регионах, а также на 3,7 тыс. транспортных средств МЧС.

Помимо оснащения транспорта ГЛОНАСС-оборудованием, в 2011 г. НИС, к примеру, разработал проект системы взимания платы с большегрузного транспорта (весом свыше 12 тонн) на основе спутниковой навигации. В декабре 2011 года система прошла испытания в МАДИ и получила заключение о готовности к промышленному использованию. Ожидается, что конкурс на создание системы взимания платы c большегрузов Минтранс проведет в 2012 г.

  • За 2011 г. ГК «М2М телематика» реализовала 300 тыс. навигационных устройств (навигаторы, чипсеты, навигационно-связное оборудование), из которых 150 тыс. приходится на ГЛОНАСС/GPS-чипсеты разработки КБ «ГеоСтар навигация» (входит в Группу компаний «М2М телематика»). Под брендом «М2М телематика» произведено и реализовано более 52 тыс. единиц навигационно-связного оборудования.

  • В 2011 г. НИС совместно с ГК «М2М телематика» создали крупнейшую в России региональную партнерскую сеть, включающую 74 действующих региональных диспетчерских центров, 16 авторизованных сервисных центров обслуживания клиентов. В течение 2011 г. НИС начал реализацию нескольких крупномасштабных долгосрочных проектов, по состоянию на 31 декабря 2011 г. сумма неисполненных контрактов составила 2,2 млрд. руб.

  • В декабре 2011 г. НИС зарегистрировал дочернюю компанию NIS GLONASS Pvt Ltd в Индии в г. Мумбай (штат Махараштра). Целью дочерней компании станет обеспечение локализации производства оборудования и создание собственных программных продуктов на рынке Индии.

2012

  • 25 января 2012 года «НИС ГЛОНАСС» и «Сименс» подписали меморандум о взаимопонимании в целях расширения и укрепления сотрудничества в области разработки и внедрения спутниковых навигационных технологий с учетом имеющегося у обеих компаний научно-технического и производственного потенциала, а также опыта в разработке, внедрении и применении этих технологий. Соглашение предполагает стратегическое партнерство между компаниями при подготовке и внедрении решений на базе ГЛОНАСС с целью создания электронной системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Свои подписи под документом поставили Генеральный директор ОАО «НИС» Гурко Александр, Президент «Сименс» в России Мёллер Дитрихи Директор направления электронных толлинговых систем «Сименс АГ» Австрия Карл Штрассер. В качестве основных областей сотрудничества партнеры обозначили совместное проведение испытательных и демонстрационных мероприятий в рамках проекта, разработку планов совместных действий и осуществление совместной исследовательской деятельности. «Сименс» и «НИС ГЛОНАСС» уже создали бортовое устройство с приемником ГЛОНАСС/GPS, которое прошло успешное испытание на полигоне Московского автодорожного института (МАДИ). Экспериментальный образец системы включает в себя подсистемы: регистрации и взаимодействия с пользователями, сбора телематической информации, начисления платы, формирования выставляемых счетов, а также подсистему контроля правильности работы бортовых устройств и соблюдения водителями транспортных средств правил оплаты. В основу экспериментального образца было положено программное обеспечение «Сименс» и российские разработки в области радиочастотной и фотовидеоидентификации транспортных средств.

  • 14 февраля 2012 года ОАО АФК «Система» объявляет об увеличении своей доли в уставном капитале ОАО «НИС» с 51% до 70% путем выкупа дополнительного выпуска акций компании. В качестве оплаты ОАО АФК «Система» внесло в уставный капитал ОАО «НИС» принадлежащий ему пакет 51% долей в уставном капитале ООО «М2М телематика». Таким образом, ОАО «НИС» стало контролирующим участником ООО «М2М телематика».

Ранее доли участников общества распределялись следующим образом: Ситроникс-Татарстан (25,5%) ОАО «Концерн «РТИ Системы» (25,5%), Российские космические системы ОАО (49%)

«Проект ГЛОНАСС входит в активную стадию коммерциализации. Именно поэтому акционеры ОАО «НИС» приняли решение об усилении роли АФК «Система» в управлении компанией, являющейся федеральным сетевым оператором в сфере навигационной деятельности, - отметил Президент АФК «Система» Михаил Шамолин. – В то же время получение контроля над компанией «М2М телематика», лидера на российском рынке услуг мониторинга транспорта, навигации и телематики, позволит «НИС» получить дополнительную отраслевую экспертизу и реализовать синергетический эффект для дальнейшего успешного развития услуг на базе системы ГЛОНАСС».

Отключение от проекта "ЭРА-ГЛОНАСС"

25 мая 2012 г. Председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о координации работ и оказании услуг в сфере навигационной деятельности, согласно которому функции федерального сетевого оператора в этой сфере будет выполнять некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий».

В 2010 г. правительство выпустило распоряжение, сделавшее НИС единственным исполнителем госзаказа на реализацию проекта по созданию системы экстренного реагирования на ДТП «ЭРА ГЛОНАСС». Со вступлением в силу постановления правительства от 25 мая 2012 г. это распоряжение также утрачивает силу. Утратит силу и постановление 2011 г., согласно которому НИС являлась единственным исполнителем госзаказа по оснащению федеральных транспортных средств навигационно-связным оборудованием с ГЛОНАСС.

Источник CNews в одном из игроков ГЛОНАСС-рынка, пожелавший сохранить анонимность, считает, что таким образом идет очередной передел рынка: в разных регионах должны появиться отдельные операторы, доминирующие на своей территории. Он также отмечает, что рынок начал двигаться в сторону демонополизации после того, как в конце 2011 г. вице-премьером по вопросам модернизации стал Владислав Сурков. В свою бытность премьер-министра Владимир Путин поручил ему, в числе прочего, курировать и ГЛОНАСС. Однако окончательной ясности, кто из игроков чем будет заниматься, пока нет, добавляет источник.

В постановлении правительства от 25 мая 2012 года говорится, что функции с НИС на некоммерческое партнерство предложило переложить Министерство транспорта. Последнее, напомним, недавно также опубликовало проект постановления о создании системы экстренного реагирования на ДТП «ЭРА ГЛОНАСС», согласно которому заниматься развитием системы в регионах будут региональные операторы. Из документа также следует, что уже к 1 августа 2012 г. необходимо разработать требования к этим операторам и успеть провести конкурс по их выбору.

Что касается внедрения ГЛОНАСС в регионах, в рамках создания единой региональной навигационной системы на территории России НИС вместе с партнерами оснастил оборудованием с поддержкой ГЛОНАСС/GPS свыше 150 тыс. транспортных средств.

В стране работает более 100 городских диспетчерских центров и около 5 тыс. клиентских диспетчерских центров, в задачи которых входит мониторинг транспорта и подключение пассажирского транспорта в интеллектуальную транспортную систему регионов, сообщают в НИС.

2013

Выход из партнерства ГЛОНАСС

Фе­де­раль­ный опе­ра­тор НИС ГЛО­НАСС объ­явил о пре­кра­ще­нии со­труд­ни­че­ства с неком­мер­че­ским парт­нер­ством «Со­дей­ствие раз­ви­тию и ис­поль­зо­ва­нию на­ви­га­ци­он­ных тех­но­ло­гий» (НП «ГЛО­НАСС»). Об этом со ссыл­кой на слова ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра ком­па­нии Алек­сандра Чуба со­об­щи­ла га­зе­та «Ведомости».

Ре­ше­ние по­ки­нуть парт­нер­ство было при­ня­то из-за того, что НИС ока­за­лась фак­ти­че­ски от­стра­не­на от де­я­тель­но­сти НП «ГЛО­НАСС». Кроме того, по ин­фор­ма­ции из­да­ния, в НИС недо­воль­ны тем, как парт­нер­ство рас­пре­де­ля­ет сред­ства, ко­то­рые вы­де­ля­ют­ся ему из фе­де­раль­но­го бюд­же­та. В част­но­сти, ком­па­ния не вошла в число новых новых суб­под­ряд­чи­ков для со­зда­ния си­сте­мы опо­ве­ще­ния о ДТП «ЭРА ГЛО­НАСС», на ко­то­рую го­су­дар­ство вы­де­ли­ло в этом году 1,69 млрд руб., хотя ранее НИС была един­ствен­ным ис­пол­ни­те­лем проекта.

Закупка продуктов и услуг HP на 4 млрд руб

4 декабря 2013 года стало известно, что НИС ГЛОНАСС закупит у HP оборудование и ПО на 4 миллиарда рублей в 2013-14 годах, рассказал глава НИС Александр Чуб журналистам во время объявления о партнерстве между компаниями.

НИС ГЛОНАСС и компания HP объявили о сотрудничестве в области создания федерального оператора навигационно-информационных сервисов. В рамках первого этапа сотрудничества компании оценили объем сделки в 4 миллиарда рублей. Второй этап сотрудничества намечен на 2014-15 годы. Объем финансирования пока не раскрывается.

«Мы оценили технологический потенциал, сервисные возможности, фактор присутствия и финансовые условия и выбрали HP в рамках партнерства при построении технологической инфраструктуры», — рассказал Чуб.

Глава российского отделения HP Александр Микоян поблагодарил НИС за выбор и подчеркнул, что благодаря сотрудничеству HP теперь входит в отрасль навигационных услуг. В рамках договора HP поставит НИС ГЛОНАСС системы хранения данных, серверы, программное обеспечение, сервисные услуги и т.д[1].

2015

АФК «Система» купила 89,5% НИС ГЛОНАСС

МТС сообщила в январе 2015 года о приобретении контроля в компании «Навигационные информационные системы» (НИС ГЛОНАСС). Покупка осуществлена через «дочку» МТС - «Московскую городскую телефонную сеть» (МГТС), продавцом выступил контролирующий акционер МТС - АФК «Система»[2].

За 44 млн рублей МГТС приобрела 89,5% акций НИС ГЛОНАСС. Оставшийся пакет акций компании принадлежит подконтрольной государству корпорации «Российские космические системы» (РКС).

Ранее планировалось, что НИС ГЛОНАСС будет передан другому активу АФК «Система», «Ситрониксу». Изначально «Ситроникс» был холдингом, объединявшим различные высокотехнологичные предприятия. Однако в 2011-2012 г.г. его основные активы были переданы другим структурам АФК «Система»: микроэлектронное направление перешло в в концерн РТИ, ИТ-активы были переведены в «Энвижн Груп». Правда, в 2013 г. планировалось «возрождение» «Ситроникса»: его головная структура вместе с рядом предприятий перешла под прямое подчинение АФК «Система». Предполагалось, что новый «Ситроникс» займется проектами в области навигации, безопасности городов и RFID-меток. Его возглавил Юрий Урличич, бывший глава РКС и генеральный конструктор спутниковой системы ГЛОНАСС. Однако новый «Ситроникс» де-факто так и не был создан, а Урличич покинул свой пост. Новый владелец НИС ГЛОНАСС - МТС - рассчитывает за счет совершенного приобретения развивать M2M-сервисы и «усилить лидерство на рынке межмашинного взаимодействия».

Примечания